ОБЩЕРОССИЙСКАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«Ассоциация Перевозчиков Негабаритных Грузов»

Анализ рынка грузовых автомобилей

Анализ рынка грузовых автомобилей
3 января 2020

Рынок среднетоннажных и крупнотоннажных транспортных средств продолжает рост после падения в 2015-2016 годах, лучшие показатели у крупнотоннажной техники.

Как сообщил представитель аналитического агентства «АВТОСТАТ» Азат Тимерханов, в 2017 году рынок среднетоннажных грузовых автомобилей вырос на 13 процентов, до 19,6 тысячи единиц, а рынок крупнотоннажных грузовиков на 68 процентов, до 60,6 тысячи. Объемы производства также выросли, по данным Росстата, в 2017 году было выпущено 162 тысячи грузовиков, что на 18,2 процента выше показателя годичной давности. Эксперты связывают рост рынка грузовых автомобилей с отложенным спросом.

Первое место в сегменте крупнотоннажных грузовых машин занимает КамАЗ. На его долю приходится 12,2 тыс. единиц продукции. За отчетный период объемы продаж этого бренда увеличились на 40%. При этом линейка грузовиков КамАЗ считается самой популярной у российских потребителей. В ТОП-3 рынка HCV попали грузовики из Швеции — Volvo и Scania (10 тыс. ед.). На третьем месте с небольшим отрывом от шведских брендов идет Mercedes-Benz. В десятку лидеров рынка входят еще две отечественные марки крупнотоннажных автомобилей – НЕФАЗ, Урал.

Как рассказал Игорь Давыдов, операционный директор компании «Исузу Рус», показал серьезный прирост и импорт новых грузовиков. По данным ФТС, он составил 56 процентов по итогам года. «Автопроизводители почувствовали высокий спрос на новую технику, который иностранные бренды, не имеющие в России производственных площадок, стремились реализовать за счет импорта, — объясняет Игорь Давыдов. — В 2018 году эта тенденция сохранится, однако в долгосрочной перспективе по мере роста объемов российского производства грузовиков импорт пойдет на спад».

В целом рынок продолжает восстанавливаться, и хорошие показатели роста демонстрируют сегменты, которые сильнее всего «прогнулись» во время падения. Как пояснил Дмитрий Макаревич, руководитель технической службы Itella в России, сейчас активными покупателями грузовиков являются транспортные компании, которые в период спада рынка приостановили обновление автопарков.

Еще один тренд, позитивно влияющий на рост рынка, — расширение собственных автопарков транспортных компаний. «Ранее транспортные компании предпочитали работать с ИП, так как платили им наличными или с использованием нелегальных схем, — говорит Анна Качурец, сооснователь и гендиректор GroozGo. — С ужесточением законодательства работать таким образом становится невозможно. Клиенты не спешат поднимать ставки, а платить подрядчикам приходится, выплачивая все налоги. В итоге, чтобы удержать цену для клиента и конкурировать с другими игроками, транспортные компании вкладываются в собственные автопарки».

Активными покупателями грузовиков являются компании, которые в кризис остановили обновление автопарков

Переход на Евро-5 с 1 января 2018 года также оказал влияние на рынок. «Это законодательное изменение вызвало колебания в структуре спроса: многие компании предпочли обновить свои автопарки в конце 2017 года, а в первом квартале 2018 года наблюдается некоторая инерция спроса, — отмечает Игорь Давыдов. — Мы полагаем, что активность покупателей восстановится в 3 и 4 кварталах».

Эксперты прогнозируют дальнейшее позитивное развитие рынка. «В перспективе ближайших лет рынок продолжит восстанавливаться, доля среднетоннажных автомобилей будет постепенно прирастать, однако лидерство останется за тяжелыми грузовиками, — прогнозирует Игорь Давыдов. — И это несмотря на то, что здесь существуют не только позитивные, но и негативные, тормозящие рынок тенденции».

Что же это? «Существенное снижение среднегодовой численности работников, занятых в обрабатывающей промышленности и строительстве, свидетельствует о процессе стагнации в экономике и, как следствие, будет препятствовать росту продаж автомобилей, — объясняет Азат Тимерханов. — Определенное негативное влияние на рынок будет оказывать и ощутимый рост цены дизтоплива».

А среди положительных тенденций нельзя не отметить программы господдержки, стимулирующие приобретение новой техники, обновление автопарков и углубление локализации производства. «В 2017 году благодаря реализованным мерам господдержки удалось предотвратить критический сценарий падения рынка коммерческого транспорта, — поделились в Группе ГАЗ. — В первую очередь это программы обновления парка колесных ТС, льготного лизинга, субсидирования закупок автотранспорта, работающего на ГМТ. Эти программы позволяют увеличить спрос и стимулируют выбытие из эксплуатации старой техники, не соответствующей современным стандартам безопасности и экологии. Сохранение комплекса этих мер в полном объеме важно для поддержания в 2018 году той позитивной динамики, которая наметилась в 2017 году.

Однако не все эксперты отводят мерам господдержки ключевое значение. «Безусловно, эти меры играют большую роль и поддерживают рынок, однако они не являются единственным драйвером отрасли, — заявил Игорь Давыдов. — Сегмент коммерческого транспорта конкурентен, здесь есть спрос, есть качественное предложение, рынок постепенно восстанавливается после кризиса. В связи с этим можно говорить, что в случае сокращения объемов господдержки возвращения в кризисное состояние не произойдет».

Заявка на вступление в Ассоциацию
Спасибо за заявку!
В ближайшее время с вами свяжется наш менеджер.
Благодарим за участие в опросе!
Пройдите пожалуйста опрос, прежде чем оставить заявку!