Часть 3. Новые правила для большегрузов и крупногабаритных ТС в России.
Первого сентября 2024 года вступил в силу приказ Минтранса РФ под номером 361. Этот регулятивный документ заменяет приказ номер 343 и определяет требования для организации проезда крупногабаритных транспортных средств, сокращенно «КГТС», на территории Российской Федерации. К этом категории ТС также относятся тяжеловесные и негабаритные транспортные средства.
В первых двух статьях, посвященных нововведениям, мы говорили о том, какие пункты были исключены из перечня требований, действовавших согласно предыдущей редакции приказа министерства, а также начали разбирать пункты с нововведениями.
Здесь мы продолжим разбирать особенности правил согласно новому приказу. С учетом большого количества вопросов, которые уже возникли у специалистов, можно с уверенность предполагать, что на этом обсуждения приказа Министерства транспорта не закончатся.
Следующий важный текст с изменениями содержится в подпункте 12 пункта 20. В нем описывается требование частично или полностью перекрывать движение на участках трасс и говорится о должностных лицах, ответственных за такие перекрытия.
Дело в том, что при разработке проекта организации дорожного движения (сокращенно «ПОДД») для проезда КГТС, необходимость в перекрытии дорог возникает довольно часто. По новому приказу не ясно, кого нужно прописывать в ПОДД как ответственное лицо для перекрытий. Можно предположить, что таким ответственным можно указать самого водителя фуры. Однако если выяснится, что за перекрытия должны отвечать только официальные регулировщики по нормам ПДД, становится неясно, как выполнить это требование.
Дело в том, что по правилам дорожного движения, регулировщиком называется лицо, которое наделено полномочиями в определенном установленном порядке для регулирования дорожного движения. При этом регулирование осуществляется с использованием сигналов, установленных в ПДД. Кроме того, на регулировщике должна быть форма или отличительные знаки и экипировка. На сегодня регулировщики входят в число сотрудников полиции, дорожных служб или военной автоинспекции и ряда других служб, в том числе транспортной безопасности.
Подводя итоги
На данном этапе ввода новых требований согласно приказу под номером 361 Министерства транспорта, мы видим дальнейшие позитивные реформы системы выдачи разрешений на негабаритные перевозки на территории России. Исчезли нормативы, которые дублировали другие законы, и удалены разделы, которые доставляли сложности перевозчикам и не радовали водителей, например, по фотофиксации.
Очевидно, что власти стали уделять больше внимания ПОДД для негабаритов и закрепили требования на федеральном уровне законодательства.
Можно прогнозировать, что в этой сфере еще будут доработаны некоторые положения, а основа проектов по движению КГТС остается в силе.
Аналитики отмечают, что проекты по-прежнему будут относится к элементам бюрократии и бумажных формальностей. Они будут позволять владельцам трасс, например, согласовать ширину более 3,0, просто «прикрываясь» бумажными справками. На практике такой документ реально нужен лишь при проекте проезда действительно очень тяжелой и крупной техники. При этом крайним виноватым и главным ответственным лицом при осуществлении негабаритных перевозок был и остается водитель.
К положительным нововведениям, несомненно, можно отнести то, что владельцы автодорог теперь должны предоставлять информацию при подготовке ПОДД. Хотя авторам нового приказа на этом можно было бы не останавливаться. Было бы неплохо, если бы собственники дорог были обязаны разрабатывать ПОДД под свои участки трасс. Ведь никто лучше их не знает об особенностях, возможностях и ограничениях дороги. Это повысило бы безопасность при движении крупных и негабаритных автопоездов.
Сентябрь уже наступил, и нам осталось наблюдать и анализировать, как новые правила будут работать на практике.
Мы вместе с экспертами и аналитиками надеемся, что новые требования не приведут к длительной приостановке действия системы по выдачи спецразрешений, как это уже бывало в прошлом при принятии похожих законов.