


Часть 3. Основные направления модернизации транспортной инфраструктуры в рамках новой Стратегии.

В Стратегии пространственного развития РФ, реализация которой рассчитана до 2030 года, перечисляются главные направления для развития федеральных округов страны, к которым также отнесены новые регионы и Арктическая зона. Так, приоритетными направлениями для Арктической зоны Российской Федерации и Дальнего Востока указаны реновация опорных населенных пунктов и развитие транспортной инфраструктуры, включая Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали, а также Северного морского пути. Отдельно прописаны меры по развитию инфраструктуры, которая необходима для поддержки экспорта. К ней относятся пункты пропуска на наземной границе, включая мосты и подъезды к ним, морские порты Восточного бассейна и автодороги между портами и транспортно-логистическими центрами.
В заключение обзора новой российской Стратегии пространственного развития пройдемся по ее разделам, посвященным отдельным федеральным округам.
Для Приволжского федерального округа главными направлениями развития названы пищевое и сельскохозяйственное машиностроение, автомобиле-, авиа- и судостроения и химической промышленности, развитие сектора производства нефтепродуктов и применение инфраструктуры Волго-Камского бассейна. Именно последняя задача позволит в полной мере использовать транзитный и транспортно-логистический потенциал этой части страны. Отдельно для этого ФО упомянута важность развития туристских межрегиональных маршрутов, прежде всего, российский маршрут для туризма «Великий Волжский путь».
Для Северо-Западного федерального округа указаны следующие приоритетные направления по транспортному сектору: создание межрегионального кластера автомобильной промышленности, например, на месте бывших заводов по производству автомобилей в Ленобласти, Санкт-Петербурге и Калининградской области, устранение имеющихся инфраструктурных ограничений при сбалансированной эксплуатации портовых мощностей и, наконец, обеспечение надежного и легкодоступного транспортного сообщения между Калининградом и другими частями Российской Федерации.
В разделе Стратегии, который посвящен Северо-Кавказского федеральному округу, указаны планы мероприятия для раскрытия логистического и транзитного потенциала этой части страны. При этом в учет принимались озвученные ранее этапы развития международного транспортного коридора «Север – Юг» и планы улучшения параметров «связанности» транспортного каркаса этого федерального округа.
Для Сибирского федерального округа основными направлениями развития на ближайшие пять лет указаны устранение инфраструктурных ограничений для улучшения межрегиональных и международных связей. Для этого, в частности, требуется привести в нормативное состояние опорную сеть дорог федерального значения и провести реконструкцию с дальнейшим развитием железнодорожной сети округа. К последней относится Восточный полигон железных дорог. Также в этот раздел заложены реконструкция действующих и строительство новых аэропортов и связанной инфраструктуры.
Еще один важный раздел Стратегии описывает планы и мероприятия по развитию транспортно-логистической инфраструктуры в Уральском федеральном округе России. В первую очередь, речь идет о Северном морском пути, а также связанные с его работой морские порта, речные и наземные коммуникации и аэропорты.
Основными направлениями для развития в ЦФО указаны транспортная инфраструктура между регионами, которые входят в его состав, в том числе в Московской городской агломерации. Это должно позволит перевести миграцию из близлежащих регионов страны в статус «маятниковой». Также намечено улучшение туристской привлекательности округа путем поддержки исторических поселений и малых городов.
Наконец, для Южного федерального округа в Стратегии указаны такие направления развития, как улучшение инфраструктуры автомобильного, железнодорожного и внутреннего водного транспорта для Азово-Черноморского региона, ремонт до нормативного состояния трассы между Волгоградом и Астраханью и между Астраханью и Казахстаном.