Цены на китайские автомобили в РФ будут повышены на 10%
Российские автодилеры заявляют, что уже осенью этого года будут вынуждены повышать цены на автомобили производства КНР на 10%. Причиной такого шага являются сложности с банковскими переводами между двумя государствами. Так, представители ассоциации автомобильных дилеров РФ рассказали, что ждать банковских переводов между Россией и Китаем приходится по два месяца, а некоторые платежи вообще не доходят и возвращаются отправителю. Все это приводит к существенному росту себестоимости доставки. Еще один минус создавшейся ситуации – замедление оборота денежных средств, в результате чего дилеры уже потеряли около 8% вложенных денег.
Ожидаемым повышением дело может не закончится, так как аналитики напоминают об увеличении утилизационного сбора в последнем квартале текущего года. Так что следует ждать более одного роста цен, если только сложности с расчетами не будут устранены.
Сложности с банковскими переводами между РФ и КНР
Проблемы с банковскими переводами из России в Китай и наоборот стали более серьезными этим летом и заметно ударили по автодилерам. До этого ведущие банки Китая в обычном режиме осуществляли денежные переводы от российских продавцов автомобилей в КНР, но затем процесс начал тормозиться. Помимо этого, ЦБ РФ увеличил ключевую ставку до 18%, а вслед за этим ставки по коммерческим кредитам подскочили до 30%.
Напомним, что сложности с банковскими переводами появились в этом сегменте в конце 2023 г., вскоре после принятия двенадцатого пакета санкций против России. Именно в то время банки КНР начали отказываться работать на прием долларовых платежей из РФ. Дело в том, что все такие переводы очень просто отследить из США. А в самом начале 2024 г. ряд банков КНР отказались иметь дело даже с трансакциями от российских бизнесов в юанях.
По расчетам экспертов, все эти проблемы приводят к тому, что бизнесмены теряют около 2% вложений каждый месяц, и компенсировать такие потери пока ничем не удается. Большие банки из Китая, являющееся частью международного бизнеса, внимательно изучают условия для сотрудничества с российскими бизнесменами, в то время как более мелкие финансовые организации из поднебесной с большей готовностью идут на обслуживание ВЭД. А вот региональные банковские организации пока еще лишь начинают выходить в этот сегмент рынка. Поэтому повышение цен на импорт автомобилей из Китая в сентябре 2024 г. минимум на 10% выглядит как неизбежная мера для компенсации убытков.
Двенадцатый пакет санкций и ожидаемые последствия
Зарубежные банки испытывают непрекращающееся давление в случае попыток сотрудничать с российскими компаниями, и эксперты указывают за высокие риски того, что последние будут полностью отрезаны от западных корреспондентских счетов и различных популярных платежных сервисов.
На сегодня проблемы с банковскими платежами уже привели к увеличению цен на новые китайские автомобили на 5%. Пока что такие последствия отмечаются только в отношении марок, относящихся к параллельному импорту. Сюда входят такие бренды, как LiXiang, BYD и Hongqui. В сегменте официальных автодилеров китайского автопрома в РФ такие сложности пока что менее заметны.
На сегодня в РФ официально продаются почти 20 марок автомобилей из КНР, а общее число доступных китайских брендов приближается к 30. С начала этого года по июль продажи китайских машин возросли более чем на 200% относительно такого же периода прошлого года и превысили 497 000 единиц.
Что касается последствий от роста ключевой ставки Центрального банка, аналитики прогнозируют падение продаж, так как по данным за первые шесть месяцев этого года примерно 60% машин приобретаются в кредит, а ставки по кредитам сейчас достигают 40%.
В конце этого года цены на машины китайского производства могут подскочить на 200 или даже 300 тысяч руб. относительно текущей средней цены на новый автомобиль примерно в 3,5 млн. руб. Как следствие, спрос может переключиться на бренды тех китайских компаний, которые вкладываются в сборку машин и локализацию производства на территории РФ.