ОБЩЕРОССИЙСКАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«Ассоциация Перевозчиков Негабаритных Грузов»

Дальнобойщики недовольны дорожными весами

28 января 2024

Российские компании сектора автоперевозок обратились к правительству РФ с просьбой о введении моратория на штрафы, которые выписываются на основе показателей с пунктов автоматического контроля веса и габаритов. Перевозчиков поддержали эксперты транспортной отрасли. Все дело в многочисленных ошибках, которые часто выдают такие автоматические комплексы измерений, а выписанные «ни за что» штрафы достигают сотен тысяч рублей. Другая просьба заключается в пересмотре и корректировке нормативов по максимальным разрешенным нагрузкам на дорожное полотно от грузовых машин.

Обращение к правительству было адресовано на имя премьер-министра М. Мишустина от АТЭС (Ассоциация транспортных экспертов и специалистов) в форме открытого письма, копия которого была предоставлена средствам массовой информации.

Авторы обращения признают, что установленные нормы по габаритам и массе грузовых средств безусловно улучшают безопасность движения и обеспечивают более низкий износ дорог. Но в то же время сложившаяся ситуация вызывает и ряд существенных проблем. Так, согласно пояснениям г-на Коваля, президента ассоциации, зафиксировано множество случаев, когда автоматическая система контроля показывала неправильные данные якобы о перегрузе транспортного средства. Возможной причиной таких сбоев может быть сама система контроля и ее оборудование, а также определенные нюансы состояния дорожного полотна в местах замеров. В частности, даже небольшая просадка покрытия или появление новой колеи может сильно исказить показатели. Наконец, может иметь место вмешательство в функционирование измерительной системы извне.

Требования касательно контроля габаритов и веса автоматическими комплексами (сокращенно «АПВГК») были разработаны Министерством транспорта Российской Федерации весной 2023 года. Затем, летом прошлого года, эти требования были утверждены соответствующим постановлением правительства страны, а с началом весны этого года они вступают в полную силу. Постановление предусматривает мониторинг работы автоматических пунктов контроля каждые сто дней или чаще. И только в случае, если данные с таких поверок будут отличаться от показателей, которые выдает автоматическая система, штрафы с конкретного пункта контроля перестанут оформляться.

Какие же штрафы выписывает новая система? По действующим законам это внушительные суммы, которые достигают около 1500 руб. для водителя фуры и от ста тысяч до полумиллиона рублей для владельца транспортной компании.

Ввиду таких санкций, перевозчики вынуждены идти на крайние меры и ехать с недогрузом, который может составлять 20% от возможной полезной нагрузки. То есть фактически штрафы приходится закладывать в тарифы на перевозку. А это ведет к росту стоимости транспортировки и, в итоге, к потерям для российской экономики в целом. Но даже такие меры далеко не всегда позволяют избежать несправедливых штрафов за несуществующий на деле перевес. Эти аргументы также указаны в письме на имя председателя правительства.

Помимо этого, авторы обращения отмечают, что законодательные нововведения привели к росту разрешенного уровня, когда не выписываются штрафы за превышение возможной нагрузки на ось и допустимую массу грузовика с 2 до 10 процентов. С одной стороны, это снизило напряженность при взаимодействии транспортных компаний и АПВГК, но, с другой стороны, дало значительный рост грубых ошибок в измерениях.

Отличным примером серьезных проблем с автоматическим контролем являются замеры по транспортным средствам с цистернами. Они используются для транспортировки таких наливных грузов, как топливо, и не только.

Дело в том, что у таких транспортных средств есть определенный, заранее известный объем емкостей для заливки груза, а также общая масса порожнего автопоезда. Кроме того, заранее имеется информация о плотности горючего или иного наливного груза. Если сложить массу грузовой цистерны вместе с максимальным грузом, полученный результат будет с запасом соответствовать существующим нормам. И несмотря на это, система АПВГК фиксирует перегруз таких транспортных средств. Свидетельства ошибки поступили, например, из Кемеровской области. При этом понятно, что такой перевес физически невозможен, ведь залить в цистерну, например, больше топлива просто нереально. Кроме того, до осуществлений перевозок опасных грузов проверки веса и габаритов провозятся многократно, не только на самих нефтехранилищах, но и на АЗС.

Сергей Рудаметкин, представитель Объединения перевозчиков России, подтверждает, что такие ошибки нередки, и на работу АПВГК поступают регулярные жалобы. Доходит до абсурда: «неправильные весы» выписывают штраф даже на транспортные средства, которые идут порожняком. И такие штрафы очень непросто опротестовать, так как извещения о штрафных санкциях приходят с запозданием, когда машина уже работает с другим грузом и доказывать что-либо уже поздно.

Для решения этой проблемы грузоперевозчики предлагают оборудовать пункты контроля, которые будут функционировать в ручном режиме, и грузовики отправлялись бы на такие проверочные зоны в случаях, когда автоматическая система фиксирует нарушения. Если показания автоматического контроля будут подтверждены, перевозчик сможет переместить часть грузов в другую машину или перераспределить груз внутри для правильного баланса и корректного взвешивания.

Другими словами, при обнаружении перевеса, возможно ошибочного, важно дать водителю возможность оперативно доказать ошибочность таких замеров, пока он находится в рейсе.

Еще одно из предложений касается ответственности за перевес. Предлагается разработать нормативы для привлечения к ответственности не только водителя, транспортной компании и отправителя груза, но и грузополучателя.

Среди других предложений в обращении к правительству РФ следует отметить просьбу об изменении требований по большегрузным автомобилям, и, прежде всего, о повышении допустимой нагрузки на ось тягача с 10 до 11,5 тонн. Эксперты отрасли уверены, что это даст повышение безопасности дорожного движения.

Заявка на вступление в Ассоциацию
Спасибо за заявку!
В ближайшее время с вами свяжется наш менеджер.
Благодарим за участие в опросе!
Пройдите пожалуйста опрос, прежде чем оставить заявку!