Доходы в отрасли автоперевозок за год выросли на 37%
Российская отрасль автоперевозок столкнулась с серьезным дефицитом кадров: ей не хватает дальнобойщиков, и дефицит таких водителей оценивается на уровне 27%. И это несмотря на высокую заработную плату, ведь во многих регионах страны водителю с правами СЕ предлагают оклад, выше, чем у врачей, инженеров и финансовых директоров предприятий.
Невзирая на такие сложности, за прошедший год доходы в отрасли повысились на 37%. Пока что нехватка водителей не вызвала снижения объема перевозок и прибылей компаний.
Эксперты объясняют это тем, что в отрасли автоперевозок сейчас несложно найти посредника, который поможет заключить контракт с перевозочной компанией по сниженной стоимости, например, на автомобилях типа Газель или даже легковых автомобилях. Для работы на таких транспортных средствах достаточно прав категории В, поэтому необязательно искать профессионального водителя грузовика.
У таких альтернативных перевозок есть и другие заметные преимущества. Например, деятельность дальнобойщика окружена большим числом нормативов и проверок, включая известную систему Платон, контроль веса и габаритов и даже специальные проверки выполнения водителем графика работы и отдыха. Да, такие профессионалы получают большие зарплаты, но им приходится много учиться, упорно работать и соблюдать большое количество законов и нормативов. Все это негативно сказалось на популярности профессии. В настоящее время средний возраст дальнобойщика превышает 50 лет, и притока молодежи не наблюдается.
Вот и получается, что все больше заказов на перевозки получают компании с парком Газелей. И это несмотря на то, что с точки зрения экономической целесообразности выгоднее совершать перевозки на больших фурах. Такая ситуация может показаться странной, но рынок диктует свои правила.
Как комментируют эксперты отрасли, дефицит в сфере крупнотоннажных перевозок из-за недостатка водителей сказывается на компаниях с нерегулярной потребностью в доставках. Таким клиентам нелегко получить хорошее ценовое предложение и быстро найти машину. Однако это не касается крупных сетевых торговых компаний и поставщиков, так как у них уже давно налажены бизнес-связи и имеется своя личная логистическая структура или постоянные партнеры с достаточным количеством грузовиков и водителей.
Ситуацию также прокомментировал член совета при комитете российского парламента по финансовому рынку, г-н Паулаускас. Он уверен, что небольшой частный автопарк не может на сто процентов заменить профессиональных водителей большегрузов. Хотя газели нанять гораздо легче, и они в некоторых случаях частично спасают ситуацию. Однако, когда речь идет о транспортировке опасного груза или о маршрутах с непростыми дорожными условиями, профессиональные водители с опытом, образованием и допусками просто незаменимы.
В качестве подтверждения такого мнения можно привести один яркий пример. Оказывается, летом 2023 г. более 5 процентов автомобилей российского производства не поступили в автосалоны, потому что не получилось найти водителей автовозов для поставки этих транспортных средств с заводов. В результате зафиксирован рост цен на автомобили, который достиг 50 000 руб. у некоторых дилеров. Последние объясняли повышение как раз логистическими проблемами.
Какие же могут быть пути устранения дефицита профессиональных водителей?
Можно назвать два способа поиска кадров в этот сектор: обучать самим или привлечь иностранных специалистов. Чтобы реализовать первый путь Общественная организация «Водители России» разработала план по привлечению в профильные школы молодежи из российских сел и небольших городов. Такое обучение и достойный заработок должны стать для таких кандидатов хорошим стимулом.
Однако с этим мнением согласны не все. Отмечается, что современные молодые люди предпочитают более легкие варианты и чаще выбирают работу на небольших грузовиках, где за те же деньги на них ложиться меньше ответственности и требований при большей гибкости. Поэтому логичным кажется выход из ситуации за счет привлечения мигрантов. Но и тут не все просто.
При найме иностранной рабочей силы возникают сомнения в достаточной безопасности таких грузовых перевозок, в частности, что касается выполнения ПДД. Шоферы-мигранты могут не обладать полной необходимой квалификацией и опытом, а это, в свою очередь, может вызвать рост числа аварий, как серьезных, так и нет, например, превышение скорости и несоблюдение режима отдыха и работы. Наконец, часть таких водителей может быть привлечена на работу без должного оформления договора о найме. Таким образом, будет расти серый сектор российской экономики, и бюджет недополучит причитающиеся налоговые выплаты.
Еще одной проблемой при кадровом дефиците является повышение налоговых рисков для перевозчиков, так как они начинают применять самые разные серые схемы оплаты, включая премирование и выплату сверхурочных «в конвертах». Это приводит к уменьшению фактического фонда оплаты труда и уходу от полной уплаты налогов.
В завершение нельзя не отметить важную роль сектора автоперевозок в ВВП Российской Федерации. Его вклад достигает 4 процентов, но этот показатель может быть выше, если такое количество большегрузов не будет простаивать из-за дефицита водителей, как в настоящее время. Спрос на такие перевозки вырос за предыдущие два года на фоне появления параллельного импорта и других изменений в российской экономике, и он остается на высоком уровне. Поэтому для устранения кадрового голода требуются дополнительные шаги и решения.