


Грузоперевозки из РФ в Республику Беларусь подорожали на треть

Стоимость перевозки грузов из России в Беларусь значительно возросла на фоне введения в республике обязательной проверки всех посылок, отправляемых физическими лицами. Это повышение включает в себя не только более высокие транспортные и складские расходы, но и затраты на топливо. Кроме того, увеличилось время на доставку.
Все эти перечисленные сложности привели к тому, что некоторые перевозочные компании полностью отказались от приема товаров на транспортировку по этому маршруту. Такие сведения поступили от представителей Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов.
Если в среднем перевозки из РФ в Беларусь подорожали примерно на 30%, то средний срок доставки увеличился в два раза для грузовой продукции личного пользования. В первом квартале этого года ждать доставку из Москвы в Минск приходилось по четыре дня, в то время как в 2023 г. это время составляло не более 48 часов.
Эти и многие другие проблемы обсуждались в рамках экономического форума СНГ, который прошел в столице России. Участники мероприятия перечислили немало причин, которые вызвали такое увеличение стоимости и сроков. В частности, указывается на введение обязательного контроля на территории Беларуси для посылок физлиц из РФ и других стран ЕАЭС. Указ о таком усилении проверок вступил в силу еще в конце прошлого года. Представители таможенных органов республики связывают эти меры с желанием не допустить провоз в Беларусь различных запрещенных товаров, например беспилотников.
В частности, для того чтобы выдать груз получателю-физлицу, перевозочная компания теперь обязана иметь комплект документов о прохождении досмотра. Как следствие, в цепочке поставок появился еще один пункт назначения – специальный склад для грузов перед прохождением проверки.
Это оборачивается не только новыми затратами времени, но и дополнительным километражем. Иногда ехать до места проверки приходится десятки километров. В результате растут затраты на топливо и оплату складских операций пропорционально весу и габаритам грузов. В среднем себестоимость поставок возросла не менее, чем на 10%.
Между тем, станций для досмотра работает всего шесть, в том числе в Гомеле, Минске и Витебске. Это вызывает еще одну проблему: очереди на прохождение осмотра. Перевозчики вынуждены записываться в электронные очереди. Так как мест в очереди не хватает, им приходится ждать досмотра до двух суток.
Дальнобойщики не соглашаются вести товары в Беларусь
Удорожание перевозок и затягивание сроков привело к тому, что целый ряд грузоперевозочных компаний отказываются принимать посылки для физических лиц, а те дальнобойщики, кто до сих пор берет такие грузы, были вынуждены повысить тарифы.
На сегодня работающих по указанному маршруту большегрузов уже не хватает. Поэтому для сохранения поставок товаров для жителей Беларуси и РФ жизненно важно обеспечить работу дополнительных пунктов досмотра. Особо острый дефицит станций досмотра отмечается в Брестской и Гродненской областях. Эти регионы представляют собой ключевые логистические хабы республики. Здесь также расположены аэропорты и идет активный прием различных отправлений.
Еще одним необходимым шагом является принятие процедур, чтобы сократить время оформления документов. Пока что, для прохождения досмотра, перевозчикам приходится заполнять документы в ручном режиме, в частности, описывать грузы и указывать данные получателей. При обнаружении неточностей во время проверки документы приходится переписывать и подавать заново. Сейчас эта часть контроля занимает до двух дней.
Участники рынка надеются на улучшения после начала функционирования единой информационной системы данных. Она должна заработать в рамках почты Беларуси уже с июля этого года. Это позволит подавать данные по грузам в электронном виде, в короткие сроки оформлять заявки на проверку и быстро вносить изменения. Такой упрощенный обмен данными с таможенными и другими контрольными органами республики поможет исправить сложившуюся ситуацию.