


Иностранные перевозчики не смогут выехать из России при неуплате штрафов

Российское министерство транспорта намерено блокировать иностранным фурам выезд из страны при наличии неоплаченных штрафов, в частности за перегруз. Речь идет о большегрузах из стран-членов Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС). Новые правила должны вступить в силу уже 1 марта этого года. При этом с началом весны в России также вступает в силу система каботажных перевозок. Она позволит фурам с регистрацией в одной из страны блока заниматься грузоперевозками внутри РФ.
Основная нормативно-правовая база для таких изменений уже создана. Однако остается еще согласовать базы данных ФТС и Ространснадзора. Пока этого не будет сделано, штрафы будут поступать с задержкой или их вообще не получится получить. По сути, до настоящего времени это ставило зарубежных перевозчиков в более выгодное положение по сравнению с отечественными транспортно-логистическими компаниями.
Однако, несмотря на намерения создать одинаковые условия бизнеса в этом сегменте, штрафовать иностранных автоперевозчиков будет нелегко. Рассмотрим почему.
Количество зарубежных транспортно-логистических компаний (сокращенно «ТЛК»), которые могут заниматься перевозками грузов внутри России, существенно увеличится 1 марта 2025 г. Именно в этот день в стране будут запущены каботажные перевозки для большегрузов из ЕАЭС. Они получают право совершать до трех рейсов подряд за семь дней. Отсчет этого срока ведется с момента первой выгрузки в РФ. На каждый такой рейс требуется подтверждение в форме транспортной накладной. Кроме того, эти поездки должны быть частью маршрута до госграницы или до следующей погрузки. При этом иностранным перевозчикам будет запрещено заниматься транспортировкой опасных грузов.
При выявлении каких-либо нарушений ТЛК из ЕАЭС будут отстранены от работы в России на один год. Ространснадзор получает полномочия задерживать иностранные грузовики в любой части страны, если у них есть неоплаченные штрафы, включая штрафы за перегруз, а Федеральная таможенная служба сможет поставить запрет на выезд зарубежной фуре, если у нее будут обнаружены неоплаченные штрафы. Напомним, что штраф за перегруз может достигать 0,6 млн. руб.
Авторы нововведений уверены, что такие правила и штрафы уравняют права российских и зарубежных ТЛК на внутреннем рынке. Последним придется также проходить весогабаритный контроль, платить в систему «Платон» и оплачивать все причитающиеся штрафы.
Однако многие эксперты и участники рынка скептически относятся к эффективности введенных требований, а также к способности таможни и министерства транспорта взимать штрафы с иностранных фур. Отмечается, что именно сложности с оформление штрафов за перевес у иностранных грузовиков в свое время стали их основным конкурентным преимуществом. Их просто невозможно оштрафовать непосредственно на автоматических пунктах весогабаритного контроля (АПВГК).
Дело в том, что акты по снятию весовых параметров поступают в ЦАФАП (Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений) через интернет для выписывания штрафа. Однако российские органы просто не имеют доступа к зарубежным базам данных. Поэтому поиск собственника фуры с иностранными номерами проходит вручную. Это занимает много времени и не всегда заканчивается успехом.
Начиная с января 2025 г. штрафы для российских дальнобойщиков повышены с 250 тыс.-400 тыс. рублей до уровня от 375 тысяч до 600 тысяч рублей. Эти штрафы оформляются в автоматическом режиме на АПВГК. А вот зарубежным перевозчикам штрафы будут выписывать при личном присутствии представителя Ространснадзора или в ходе плановых проверок, то есть не так уж и часто. Таким образом, у иностранных фур сохраняется огромное конкурентное преимущество. Да и сам факт перевеса дает им заметную экономию и позволяет уменьшать тарифы для своих клиентов.
Нельзя забывать и про прочие преимущества у ТЛК из ЕАЭС. Это и возможность брать выгодные кредиты, и низкие лизинговые платежи за автомобили.
Аналитики считают, что перечисленные преимущества и сложности со штрафными санкциями позволят зарубежным перевозчикам занять прочные позиции на рынке России в короткие сроки. Уже в следующие десять лет их доля может составить 15% против текущих 5%.
Но есть и оптимистичные прогнозы. Зарубежные ТЛК могут забрать сегмент перевозок недорогих товаров, что не скажется на крупных отечественных транспортных компаниях. Российские ТЛК могут сохранить доминирование в сегменте перевозки дорогостоящих грузов и крупных заказов.