ОБЩЕРОССИЙСКАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«Ассоциация Перевозчиков Негабаритных Грузов»

Как россияне обходят требования для проезда по платным дорогам

24 марта 2024

Во многих регионах Российской Федерации уже не первый год действуют дороги, за проезд по которым нужно платить. И сеть платных магистралей все время расширяется. Они обеспечивают не только высокое качество дорожного покрытия, но и позволяют заметно сократить время в пути. Однако статистика штрафов на таких дорогах показывает, что далеко не все водители готовы платить за проезд и в ряде случаев предпочитают штрафы или идут на разного рода уловки, чтобы обойти требования.

Конечно, не платить за проезд возможно не всегда. Технически, проехать без оплаты не получиться на трассах со шлагбаумами. Однако на некоторых новых магистралях их нет, а факт проезда фиксируется на камеру. В их число входят трассы М-12 и ЦКАД.

В таких случаях статистика показывает два вида неплательщиков. Это те, кто не платит непреднамеренно, например, по незнанию, и те, кто нарушает требования по оплате осознанно. Первое относится, в частности, к пожилым лицам, которым сложно справляться с техническими нововведениями. Во-втором случае, нарушители, например, не поддерживают чистыми номерные знаки на своих автомобилях, в результате чего регистраторы не в состоянии их опознать. Число последних, по данным статистики, достаточно велико.

Стоить отметить, что доля таких «зайцев» была заметной в разные периоды истории страны. Всегда, когда надо платить, находились желающие проехать бесплатно. Например, при советской власти немало безбилетников каталось на электричках, так как система контроля не была достаточно развита, а шанс встретить контролера был очень низким. И даже если пассажиру без билета выписывали штраф, он был намного меньше, чем оплата за каждый проезд. То есть не платить в любой случае было выгоднее.

Вернемся к платным дорогам в современной России. Тарифы на проезд на них довольно внушительные. Например, чтобы проехать от Казани до Москвы или обратно по новой трассе М-12, придется заплатить около 5000 руб. Такие цены вызывают рост желающих сэкономить. На этой трассе нет заграждений перед въездом, и количество дежурных автомобилей дорожной службы ограничено. Получается, что даже если попасться и заплатить штраф, его размер будет сопоставим с полной стоимостью проезда или в несколько раз меньше. При этом если недобросовестным водителям удается несколько раз проехать по трассе и избежать штрафов, это только усиливает желание и в будущем нарушать закон и не платить.

Появление такого чувства безнаказанности и стремления сэкономить неудивительно. В настоящее время административный штраф за проезд без оплаты по платным трассам равен 5 тыс. для автобусов или грузовиков и 1,5 тыс. руб. для легковых автомобилей. И то их можно получить, только если техника по видеофиксации смогла считать номер автомобиля. Поэтому такие штрафы в основном получают водители, которые не заплатили случайно, например пожилые люди, уставшие или забывчивые автомобилисты.

Ситуация складывается еще более благоприятно для тех, что нарушает закон сознательно и разными способами закрывает свои номерные таблички. Выписать им штраф по камерам невозможно, а если их остановит ГИБДД, то за грязный номер нужно будет заплатить всего 500 руб. Наказание будет более серьезным только, если на автомобиле отсутствуют номера, а также если они расположены в неустановленном правилами месте или перевернуты. Тогда можно получить штраф в размере 5 тыс. руб. или и вовсе лишиться прав.

Согласно статистике Федеральной Службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), в 2023 г. было выписано штрафов на сумму свыше 1 млн. руб. именно за проезд по платным дорогам без оплаты. Но это касается только непреднамеренных нарушителей, которые не заметили, что едут по платной трассе или не смогли оплатить по техническим причинам. А вот поймать водителя с заляпанными номерами не помогают даже нейросети. При этом у них обычно находится масса оправданий, включая низкие зарплаты и несправедливость самого факта взимания платы. Еще одним аргументом является то, что водители уже платят транспортный налог, который должен идти на ремонт и строительство бесплатных дорог.

По мнению аналитиков, бороться с желанием ездить зайцем поможет только существенное ужесточение ответственности за такие нарушения, чтобы обманывать государство стало не только невыгодно, но и неприятно с психологической точки зрения. Пока что статистика показывает, что многие россияне выступают против платных дорог.

Заявка на вступление в Ассоциацию
Спасибо за заявку!
В ближайшее время с вами свяжется наш менеджер.
Благодарим за участие в опросе!
Пройдите пожалуйста опрос, прежде чем оставить заявку!