Какие риски несет в себе единый реестр автоперевозчиков в России
Как мы уже не раз писали, в России решили ввести единый реестр грузоперевозчиков. Многие аналитики и участники рынка поддержали это нововведение, так как видят целый ряд преимуществ после начала работы этой системы.
Однако немало представителей транспортных компаний и экспертов скептически смотрят на возможные преимущества и указывают на потенциальные риски и негативные последствия. Кроме того, само введение реестра может столкнуться с серьезными препятствиями.
Первое, на что указывают опрошенные журналистами эксперты, это непростой процесс регистрации перевозочных компаний и попытки стимулировать заказчиков выбирать услуги только компаний из нового реестра. Вместо этого, возможно, было бы целесообразнее просто ввести повсеместный документооборот в электронном виде.
Представитель компании-участника сектора, STA Logistic, также указывает, что успех нового закона будет определяться быстротой регистрацией и простотой всей процедуры. Иначе, пока грузоперевозчики будут проходить регистрацию и затем вводить данные в отношении каждой перевозки, начнутся простои и срывы поставок. Такой поворот событий не может не привести к дополнительным расходам, которые, в конечном итоге, лягут на плечи конечных потребителей.
Даже те эксперты, кто надеется на упрошенную регистрацию и простой доступ к единому реестру в случае разработки удобных интерфейсов, подчеркивают, что важно обеспечить гарантии конфиденциальности и защиты информации для всех компаний-участников. Они видят потенциальные сложности с координацией среди игроков сектора и в отношении требований по стандартизации.
Еще один риск – сбои в работе единой системы при увеличении числа ее пользователей. О возможности сбоев, которые могут привести к срыву поставок, говорит опыт введения таможенного декларирования в электронном виде. В последнем случае при большом числе обращений к системе наблюдались «подвисания» платформы.
Еще одним моментом обеспокоенности является сложность разработки единой цифровой платформы для грузоперевозок и логистических услуг. Ведь попытки создать такой реестр предпринимались и ранее. Однако данный сектор представляет собой гораздо более сложную систему, чем, например, услуги такси. В первом случае речь идет о мультимодальных доставках на зарубежных направлениях, сложных по своей природе грузах, большом объеме документации и множестве других особенностей. Именно поэтому реестр не создан по настоящее время, и участники рынка не могут отойти от прямого общения с заказчиками.
Один из комментаторов и критиков инициативы по единому реестру уверен, что унифицировать тарифы по грузам в принципе невозможно. Он пояснил, что автоматически посчитать тарифы не получится, так как даже на одном и том же маршруте с абсолютно одинаковым километражем стоимость заметно варьируется в зависимости от типа груза и объема товаров.
Следующая сложность заключается в том, что любая новая система должна быть достаточно совместима с другими уже действующими системами у перевозочных компаний и не только. Интеграция должна распространятся на порталы и сервисы различных ведомств и министерств Российской Федерации. Например, при наличии ошибок в оформлении документов и уклонении от уплаты налогов, нужна согласованная работа систем с налоговыми органами и МВД.
Для оптимизации и синхронизации систем потребуется привлечение новых сотрудников, а это означает рост издержек. Кроме того, если физическое лицо, владельца грузовика, нужно будет оформить как юридическое лицо, это повлечет за собой новые налоги и взносы.
Представитель транспортной компании RusTransChina, которая представляет собой совместных российско-китайский проект, высказал обоснованное опасение, что новый реестр будет не согласовываться с требованиями по защите конфиденциальных сведений отправителей грузов и в целом по соблюдению коммерческой тайны. Он считает, что с учетом политических факторов и санкций, согласовать новую российскую систему с международными платформами будет затруднительно.
Между тем, дискуссии касательно введения единого реестр автоперевозчиков в РФ продолжаются, и в ближайшем будущем можно ожидать как новых критических замечаний, так и одобряющих откликов от экспертов и участников рынка.