Новые правила для большегрузов и крупногабаритных ТС в России. Часть 1
Уже меньше, чем через неделю, 1 сентября 2024 г., начинает действовать приказ 361 Министерства транспорта Российской Федерации. Он заменяет приказ под номером 343 и устанавливает новые требования по организации проезда тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств (далее также «КГТС») по автомобильным дорогам страны.
Разберемся, с какими же новыми требованиями столкнутся участники этого рынка. Начнем с краткого обзора основных изменений.
Первое, что бросается в глаза – сокращение общего объема требований. Теперь вместо четырех разделов и 33 пунктов правила вмещены в 23 пункта без какой-либо разбивки по разделам. Эти пункты покрывают условия движения самих негабаритных ТС по российским автодорогам и требования к оборудованию таких машин, перечисляют ситуации, когда требуется организация сопровождения и какое оборудование должно быть на таком сопровождении. Наконец, расписаны условия для ПОДД. Эта аббревиатура означает «Проекты организации дорожного движения».
Какие требования прекратят существование
Посмотрим на новый приказ и сравним его с предыдущей версией. Мы сразу видим удаление пункта 3, где оговаривалась требование о том, что транспортное средство должно соответствовать нормативам Таможенного союза.
Далее отметим объединение пунктов 4 и 5. Здесь указывается, что негабаритные перевозки могут осуществляться только транспортными средствами, которые предназначены для такой работы, и на это следует иметь документальные подтверждения.
Следующее важное изменение – удаление пунктов 7 и 11. В первом из них содержалось требование о наличии противооткатных упоров и системы аварийного торможения. Удаление пункта 11 означает, что больше не действует требование иметь минимум два зеркала заднего вида с двух сторон.
Следующие требования, которые перестанут быть частью приказа Минтранса в первый день наступающей осени, касались обязанности собственника не использовать неисправное ТС. Дело в том, что это требование уже содержится в действующих Правилах дорожного движения. Так что его исключение означает просто удаление дублирующихся правил. Аналогичным образом исключен и пункт 13. В нем оговаривалось, что крепление и расположение грузов должно соответствовать законодательно предусмотренной схеме.
Еще один удаленный пункт касался запрета остановки для отдыха в местах, не являющихся специально обозначенными зонами для таких стоянок. Это изменение вызывает некоторые вопросы, прояснить которые еще предстоит в будущем. Например, раньше действовал запрет на остановку и отдых рядом с придорожными гостиницами, кафе и непосредственно на автозаправочных станциях, где не было знака, разрешающего парковку. По новым правилам ситуация с такими остановками может измениться.
Еще один удаленный раздел устанавливал требование об определении сопровождения КГТС патрулями ДПС подразделением ГАИ на этапе согласовании маршрута. В новом приказе требование о сопровождении экипажами ГАИ (ГИБДД) отсутствует вовсе. Из этого можно сделать вывод, что патруль ДПС предусматривать в проекте больше не нужно. Пока этот момент также остается под вопросом.
Приятным изменением можно назвать удаление требования оформлять весь проект проезда крупногабаритных ТС в бумажном виде. Теперь можно будет ограничиться сканом проекта, поданным в систему оформления разрешений.
Закончим обзор удаленных разделов пунктом 22, которые не включен в новую редакцию. Это значит, что больше не требуется фото-подтверждение сведений ПОДД при обращении за разрешениями, а также не нужны фото с маршрута движения. Такое изменение, несомненно, сильно облегчит работу перевозчиком негабаритных и крупногабаритных грузов.
Какие требования осталось без изменений
По сути, без изменений остались требований к автомобилям перекрытия и к оборудованию ТС. По-прежнему нужно иметь знак «Крупногабаритный груз», проблесковые маячки и фонари.
Какие новые требования появились в приказе
О новых правилах и нюансах нового приказа Минтранспорта мы поговорим в следующей части нашего обзора.