Новые штрафы в системе Платона сделают попытки обойти закон невыгодными
Российские власти продолжают борьбу с уклонением от оплаты за проезд большегрузов, и недавно Министерство транспорта выдвинуло предложение о повышении штрафов для тех фур, кто не хочет «платить Платон» в целых 4 раза.
В настоящее время проезд одного километра по трассам федерального значения стоит большегрузу с весом свыше 12 тонн чуть больше трех рублей (точнее 3,05 руб.). Соответствующая система сбора платежей известна как «Платон». В то же время есть такая разновидность владельцев грузоперевозочных компаний, которые предпочитают не платить сборы и ограничиваться выплатой штрафа. Это неудивительно, ведь штрафные санкции в итоге обходятся дешевле.
Устранить эту «лазейку» как раз и предлагает Минтранспорта. Эксперты этого ведомства считают, что штраф должен быть увеличен с 5 до 20 тыс. руб. Соответствующий законопроект может быть внесен в Государственную Думу в самое ближайшее время. Помимо штрафа авторы нового закона предлагают дополнительную меру для иностранных перевозчиков. Они просто не смогут выехать из страны без оплаты проезда.
Оплата штрафа больше не поможет сэкономить
Большегрузы с весом свыше 12 тонн должны оплачивать по системе «Платон» проезд по любым федеральным трассам. Исключением являются отдельные платные участки, где действуют свои тарифные сетки. Второй тип оплаты касается и автобусов, и обычный легковой автотранспорт, за редкими исключениями. Оплата обязательна для транспортных средств и с зарубежными, и с российскими номерными знаками.
Стоит также напомнить, что штраф в размере до 5000 руб. действует с 2020 г. Штраф налагается если водитель фуры не подключился к Платону и не оплатил проезд. Однако при своевременной оплате сумма сокращается в два раза, то есть до 2,5 тыс. Эта сумма оказалась заметно меньше, чем общая сумму оплаты за проезд по маршруту. Специалисты заметили это еще в 2017 г., но тогда, как и в прошлом году, законопроект о повышении штрафов не прошел в нижней палате парламента, а также не получил одобрение от Министерства экономического развития. В частности, новые уровни штрафа посчитали слишком высокими.
В настоящее время измененный законопроект о повышении штрафов уже успешно прошел значительную часть согласований и будет внесен на рассмотрение в Думу еще раз.
Сколько доходов получает система Платон
Система Платон функционирует в России около девяти лет, с 2015 г. за этот период федеральные власти получили свыше 200 млрд. руб.
Грузовики весом более 12 тыс. кг должна заплатить 3 рубля 5 копеек за один километр, пройденный по федеральным трассам. Причем эту сумму ежегодно индексируется. Собранные средства предназначены на покрытие ущерба, который тяжелая техника наносит дорожному полотку. Всего система покрывает свыше 50 000 километров дорог. Для того чтобы совершать оплату, перевозчики обязаны приобрести и установить специальные бортовые устройства. С их помощью через специальную геоинформационную систему отслеживается фактический пройденный километраж. На сегодня официально зарегистрировано около 1,7 млн. большегрузов.
Помимо сборов с компаний, которые честно платят в рамках Платона, федеральный дорожный фонд получает и штрафы. Число последних выросло на 50% за последние 3 года. Одновременно компании, получивший штраф, стали гораздо чаще оплачивать его в короткие сроки, то есть с большой скидкой.
Иностранным перевозчикам не удастся уйти от оплаты
Пока что в РФ фиксируется довольно много примеров, когда зарубежным большегрузам удается проехать по платной дороге, не заплатив, и затем покинуть страну без оплаты штрафа. Так, по статистике на первую половину прошлого года, число таких фур с иностранными номерами достигло свыше 10 тысяч.
Для устранения такой возможности ухода от оплаты была разработана система взаимодействия между ведомствами. К системе уже подключился Ространснадзор, и удалось получить оплату штрафов с около 700 фур. Тем не менее, долг зарубежных перевозочных компаний на сегодня остается высоким, на уровне 370 млн. руб.
Для решения проблемы были привлечены сотрудники Министерства внутренних дел, которым удалось привлечь к ответственности 400 водителей зарубежных фирм. В будущем к сотрудничеству подключатся и владельца платных дорог.