Обязательная маркировка товаров станет государственной
Маркировка товаров получит статус государственной информационной системы (ГИС). Уже разработан проект концепции, дающий правовое обоснование. В ней сказано, что оператор обязан предоставить «недискриминационный доступ к базам данных». Но уже сейчас необработанные сведения передаются лишь с согласия компании – источника информации.
В концепции оставили единую функцию маркировки товаров и оператора данных. Если бы разделение было принято, то пришлось бы создавать с нуля совершенно новую базу данных маркировку сигарет и лекарств пришлось бы отложить на неопределенный срок. Вместо разделения будет усилен контроль над существующей системой, присвоив ей статус государственной. Это означает, что система маркировки будет работать по жестким правилам. Сейчас деятельность основных ГИС регулируется Постановлениями Правительства, которые предусматривают ряд послаблений. Возможно, таковые будут предусмотрены и для маркировки товаров.
Но статус «государственная» для системы никаких преимуществ не дает. Наоборот, это потенциально может усложнить срок внедрения маркировки. Кроме того, она станет первым примером ГИС с частным оператором после принятия закона, разрешающего государственно-частное партнерство в отношении IT-систем. И пока не понятно, как именно все будет работать.
Бизнес-сообщество уже сейчас беспокоится вопросами доступа к данным. Если он будет обеспечен надлежащим образом, то расходы на маркировку станут инвестицией – ведь тогда можно будет отследить движение товара и тем самым проконтролировать издержки.
У участников рынка нет общего мнения относительно новой ГИС. По словам экспертов, необходимо создать удобный интерфейс, который либо разрешит, либо запретит обработку данных.
И еще один момент беспокоит участников рынка – критерий отбора товаров для маркировки. Ключевая система информационной инфраструктуры предлагала три параметра: доля контрафактной продукции, соотношение цены и издержек на маркировку, эффект от нее для бизнеса.
В новой концепции Минпромторга их 6: размер рынка, экспертные оценки доли незаконного оборота, структура возможных затрат бизнеса на маркировку, стоимость товаров, доля импорта, а также мелкого бизнеса.