Паспорта автомобилей станут электронными
Скоро взамен бумажной версии привычного ПТС появится электронная биография «железного коня» — паспорт, который расскажет полную биографию вашего автомобиля, от момента выхода из заводских ворот до утилизации. Юридическим признанием содержащейся информации будут служить электронные подписи уполномоченных на то лиц. Уже в середине 2018-го полностью откажутся от бумажных ПТС.
Разработкой системы занимается «Ростех». Как рассказали в корпорации, вносить данные о машинах обяжут производителей, если речь о российских компаниях. Сведения об иномарках внесут на таможне. В «Ростехе» также уточнили, что документы будут доступны в режиме он-лайн.
В перспективе эта мера должна исключить махинации на вторичном рынке, полностью искоренив нечистых на руку автовладельцев и перекупщиков. Кроме того, создание единой базы электронных паспортов облегчит работу налоговых и таможенных служб, а также сделает практически невозможным постановку на учёт краденых автомобилей.
Идея ввести электронные ПТС начала формироваться довольно давно: в 2014 году представители правительств Беларуси, Казахстана и Российской Федерации подписали межправительственное соглашение, к которому затем присоединились новые члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Армения и Киргизия.
Летом прошлого года крупнейшие производители автотранспортных средств этих стран начали тестировать пилотную версию системы, а сейчас автопроизводители обкатывают окончательный процесс перехода на электронные паспорта, притом база данных будет доступна всем заинтересованным участникам: автодилерам, банкам, страховым компаниям…
Соответственно, оформление электронных паспортов будет производиться заводами-изготовителями транспортных средств, а на импортируемые автомобили документы выпишут уполномоченные на то организации (например, таможня). В электронном ПТС будут указаны те же данные, что и в обычном, начиная от марки и модели и заканчивая годом выпуска и экологическим классом.
Но самое главное, в систему электронных паспортов автомобилей планируют включать следующую информацию:
сколько людей (или фирм) владели автомобилем;
какими видами страхования пользовались владельцы (ОСАГО или каско);
в каких авариях участвовал автомобиль и какие повреждения получил;
какие недостатки выявлялись во время технических осмотров;
посещала ли машина ТО на дилерском сервисе,
какие имеются обременения и ограничения.
То есть, приобретая подержанный автомобиль, всю подноготную машины можно будет узнать непосредственно из ПТС: вот, например, с 2015 года машина перестала ездить на дилерские ТО, а в 2016 при пробеге 40 000 км стала участником аварии, в которой были повреждены заднее левое крыло и бампер. Пожалуй, о такой прозрачности мы не могли даже мечтать…
Принудительно менять бумажную версию ПТС на электронную никого заставлять не будут. Все выданные до 1 июля 2018 года бумажные документы будут считаться действующими в течение всего срока использования транспортного средства. В первую очередь ЭПТС будут получать новые транспортные средства, которые только выпускаются или ввозятся, но постепенно и на вторичном рынке все бумажные ПТС заменятся на электронные версии, поскольку на бланк можно вписать только шесть владельцев. У одного автомобиля может быть только один документ: либо бумажный, либо электронный. Как только у транспортного средства появляется электронный ПТС, то его паспорт транспортного средства на бумажном носителе считается недействительными. После 1 июля 2018 года в Евразийском союзе прекратят выдачу ПТС на бумажных носителях.
В чём преимущества?
Новый документ объединит множество разрозненной сейчас информации, притом пользоваться им смогут аккредитованные структуры (как говорилось выше, банки, автосалоны и другие, кто заплатит за пользование системой), а также на бесплатной основе собственник транспортного средства.
1. Электронный паспорт невозможно потерять.
2. В документ может быть внесено любое количество собственников.
3. Одна база данных полностью подтвердит юридическую чистоту автомобиля.
4. Покупатель сможет отслеживать полную историю транспортного средства.
5. В единой базе данных паспортов нельзя «обнулить» количество владельцев.
6. База данных позволяет вносить любые дополнительные сведения (ДТП и прочее).
Есть ли недостатки?
Конечно, без старой-доброй бумажки многие будут чувствовать себя неуютно… Да и вопросов пока хватает. Не появится ли такая неофициальная «услуга», как удаление и корректировка «ненужной» информации из ПТС? Например, если этого захочет владелец, которому нужно продать восстановленную после серьёзного ДТП машину.
«Переход на электронные документы сейчас достаточно распространенная история. Это надежно и безопасно, просто так удалить документ нельзя. Но как покупатель машины будет проверять электронный вариант, учитывая конфиденциальность документа?» Урван Парфентьев координатор Центра безопасного Интернета, ведущий аналитик РОЦИТ
Разумеется, в процессе внедрения системы электронных ПТС могут возникнуть и другие проблемы. Заранее их предусмотреть просто невозможно — в мировой практике подобное решение предлагается впервые, поэтому существует определенная доля риска. Но будем надеяться, что этот проект окажется вполне успешным и не усложнит, а облегчит жизнь автомобилистам.»