Почему грузоотправители согласились на повышение тарифов РЖД?
17 октября на заседании Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» был принят ряд предложений по увеличению тарифов на железнодорожную перевозку грузов.
Ранее была принята долгосрочная программа развития, которая должна быть реализована к 2025 году. ОАО РЖД подсчитало свои затраты, и выяснилось, что ведомство недополучит 900 млрд. руб., о чем и было заявлено на совете потребителей. Чтобы компенсировать денежные средства, было всего два варианта: либо сократить показатели увеличения грузооборота, либо найти финансы из дополнительных источников. Причем примерно 60% РЖД закроет за свой счет, остальное предложено доплатить за счет сохранения экспортной надбавки 8%.
Вопрос о продлении надбавки был вынесен на голосование. Потребители с большим перевесом голосов согласились на нее. Ее не придется доплачивать только экспортерам нефтепродуктов и алюминия. Кроме того, РЖД сохранит надбавку в размере 1.5% от стоимости тарифа, утвержденную ведомству на нынешний год.
Однако эксперты отметили, что решение выглядит весьма странным. В 2017 году монополия просила сохранить для нее 1.9% надбавку к тарифу. В замен было обещаны «пряники», в частности, компенсации государством расходов, связанных с изменением законодательства. Рост акцизов, который сейчас стал аргументом для повышения тарифов, тоже было обещано компенсировать. Тогда потребители проголосовали «за», но с условием, что надбавка в будущем будет отменена.
По подсчетам экспертов, сокращение проектов, прямо не связанных с экспортом грузов, дали бы экономию средств в 400 млрд. руб. Непосредственными проектами грузоотправители жертвовать не готовы. Выделяемыми субсидиями нехватку средств покрыть не получилось. Таким образом, потребители фактически были «приперты к стенке» аппетитами монополии.
В это же время вопрос о надбавках обсуждается и в Федеральной Антимонопольной службе. По неподтвержденным официально данным, в проекте приказа по индексации тарифов ФАС идет на существенные уступки РЖД. В частности, помимо продления надбавки в 1,5% и экспортной надбавки в 8% в документе прописаны отмена схем для инновагонов, повышение на 8% тарифов на порожний пробег на длинных плечах (от 3 500 км и более), сокращение льгот на дальние перевозки контейнеров (с 0,47 до 0,6 для дистанций свыше 4 000 км), угля (с 0,4 до 0,44 на 3 000 км и более на экспорт), металлов и чугуна (с 0,45 до 0,6 на 5 000 км и более).