


Почему трасса Р-402 признана самой опасной в стране

Трассу Р-402, одну из трех федеральных трасс, которые проходят через столицу Омской области, город Омск, назвали «трассой смерти». Водители, которые проезжали по этой дороги, нередко жаловались на ее узкую проезжую часть и большое число большегрузов. Но есть и другие причины, по которым эта дорога названа наиболее опасной в Российской Федерации. Мы расскажем о них и о шагах, которые планируют предпринять власти для улучшения ситуации.
Трасса Р-402 связывает города Тюмень и Омск и имеет протяженность около 250 км. Эта полностью забетонированная дорога, и ремонтные работы здесь проводятся каждый год. Кроме этих работ уже около 10 лет власти Омской области проводят различные мероприятия для повышения безопасности. Благодаря федеральному статусу, на трассе регулярно проходит качественная очистка от снега, а в сложные метеоусловий дежурят представители МЧС и ГАИ. Тем не менее, количество пострадавших и погибших в авариях на этой дороге продолжает расти.
По статистике от регионального отдела ГАИ, только с января по конец октября прошлого года на трассе зафиксированы 49 ДТП, в которых были ранены 90 человек и погибло 22 человека. В 2023 г. число погибших и пострадавших за первые 10 месяцев составляло 14 и 80 человек соответственно.
Представители Госавтоинспекции считают, что основной причиной такого уровня аварийности на указанной трассе является человеческий фактор: водители совершают опасные маневры для обгона при сложных метеоусловиях и плохой видимости, выезжают на встречку с нарушением правил дорожных движений и допускают другие нарушения ПДД. Причем чаще всего в аварии попадают большегрузы, которые спешат выполнить рейс. В частности, значительная часть ДТП связана с тем, что фуры выезжали на встречную полосу и сталкивались с легковыми автомобилями, которые ехали в своей полосе. Представители ГАИ по Омской области целый год выкладывали фотографии с места аварий в своих официальных каналах, и практически на каждом из фото были большие грузовики.
В качестве второй причины аварийности называют количество полос на трассе: всего две, что явно недостаточно. Нередко фуры занимают большой отрезок дороги, образуя целую цепочку, и другим водителям приходится обгонять сразу несколько большегрузов по встречке. Это и приводит к авариям.
Власти региона продолжают принимать меры
Неблагоприятная ситуация на трассе между Омском и Тюменью наблюдается уже более 10 лет. Все эти годы региональные власти проводили различные мероприятия и принимали специальные меры для снижения аварийности.
Так, в 2013 г. на трассе подумывали поставить щиты с фото автомобилей, поврежденных при ДТП. Такие щиты должны были выступить в качестве предупреждения для водителей. Также региональное министерство строительства уже тогда признало, что количество полос на трассе является недостаточным. Дело в том, что при сооружении данного дороги много лет назад никто не предполагал, что на ней будет такая высокая загрузка. Ситуацию усугубило повышение тарифов на перевозки по железным дорогам, в результате чего многие перевозочные компании сосредоточились на автомобильных перевозках. Однако областное правительство не имеет полномочий самостоятельно расширить трассу, так как она имеет федеральный статус.
В то же 2013 году на трассе появился медицинский пункт. Также были планы запустить над дорогой беспилотные летательные аппараты для отслеживания ситуации, в частности выезд на встречку. Наконец, были усилены проверки и рейды. Но к заметному сокращению числа аварий на дороге это так и не привело.
Проблема переходит на федеральный уровень
В 2023 году проблема трассы Тюмень-Омск попала в поле зрения федеральный властей и была озвучена на ежегодной пресс-конференции с президентом РФ. В результате в том же году было принято решение о расширении трассы до четырех полос на участке 540-579 км. Областное министерство транспорта также обещало установить на трассе отбойники, которые безопасно разделят встречные потоки транспорта.
В то же время до сих пор точные сроки модернизации трассы Тюмень-Омск не озвучены. Пока что дело упирается в решение о финансировании, которое должно быть принято на федеральном уровне.