


Рейсы в Китая станут проще для российских дальнобойщиков

За первые 6 месяцев прошлого года российские грузоперевозчики совершили свыше 60 тыс. рейсов в Китай и обратно. Это примерно в полтора раза больше, чем за аналогичный период 2023 года. Однако такой рост еще не предел. Не так давно Министерство транспорта Российской Федерации выступило с инициативой введения упрощенного визового режима для дальнобойщиков. Важное отличие этого предложения – это то, что оно распространяется на всех перевозчиков, а не только на тех, кто зарегистрирован в регионах, граничащих с Китаем. Законопроект об упрощенных визах уже опубликован на официальном портале с правовой информацией. В случае принятия такого упрошенного визового режима, водители смогут сэкономить не только время, но и деньги.
Почему автомобильные грузоперевозки лучше других доступных вариантов
Примерно 70 процентов российских грузоперевозок относятся к перевозкам автомобильным транспортом. И для товарооборота с Китаем автофуры выигрывают перед другими видами транспортировки, например, по железной дороге. Автоперевозки становятся оптимальным выбором прежде всего ввиду дефицита свободных контейнеров в самом Китае. Кроме того, перевозки грузов по автомобильным дорогам имеют и массу других преимуществ, такие как более короткие сроки и так называемая бесшовная передача грузов от места отгрузки до места потребления.
В то же время следует признать, что себестоимость транспортировки грузов по автомобильным дорогам нередко превышает смешанные виды грузоперевозок. Эксперты признают, что это конечно влияет на цены товаров, которые везут фурами.
Себестоимость грузоперевозок определяют не только такие объективные статьи расходов, как оплата проезда по платным дорогам и топливо, но также нередкие простои большегрузов, например в пробках у переходов границ государств. В некоторых случаях очереди на границах могут отнимать целую неделю. Нельзя забывать и о проблемах, которые могут возникать с получением разрешительных документов для проезда из России в Китай, что также приводит к образованию пробок у КПП. Конечно, в этом бизнесе можно воспользоваться помощью коммерческих компаний, которые помогают с оформлением проезда из России в КНР для дальнобойщиков. А это опять-таки дополнительные затраты. Таким образом, бюрократические сложности влетают в копеечку.
Рассмотрим примеры, о которых говорят эксперты. По расчетам представителей Грузавтотранса (российская национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта) стоимость проезда одной фуры в Китай может достигать 100 тысяч рублей. Такие расходы, как и любые иные накладные расходы, приводят к повышению конечной цены на товары.
Многократные китайские визы для российских дальнобойщиков
Россия имеет большую заинтересованность в увеличении объемов торговли с Китаем на фоне действующих западных санкций. Поэтому российские власти принимают меры для уменьшения сложностей в работе отечественных грузоперевозочных компаний.
Так, в августе прошлого года был подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение между российских и китайским правительствами, которое касается упрощения поездок и упрощенный визовый для перевозчиков, экспедиторов и водителей не только из приграничных областей, но и любых других субъектов. А в конце октября 2024 г. этот протокол поступил на ратификации.
Дело в том, что перевозки по китайскому маршруту представляют интерес для компаний почти из всех регионов России, и в первую очередь с Урала и из центральных субъектов, а не приграничных. Между тем, они не могут эффективно наращивать объемы перевозок, так как отсутствует возможность получения многократных виз в Китай категории типа «С». С такими визами можно с течение году совершать неограниченное количество рейсов в Китай и обратно. Хотя и тут действует одно ограничение. За один заезд в Китае можно провести не более 10 суток.
В случае ратификации указанного выше протокола, получить мультивизы «С» смогут дальнобойщики из любого региона РФ.
Участники сектора и эксперты поддерживают такие потенциальные изменения в визовом режиме. Они помогут исключить лишние затраты на услуги помощи прохождения границы и устранят коррупционные составляющие.