ОБЩЕРОССИЙСКАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«Ассоциация Перевозчиков Негабаритных Грузов»

Российский рынок автоперевозок: итоги 2023 года и прогнозы на текущий год

15 февраля 2024

Прошедший 2023 год нельзя назвать простым для рынка автомобильных перевозок на территории Российской Федерации. Участникам сектора пришлось решать целый ряд непростых задач, а некоторые проблемы, как ожидаются, продолжат влиять на рынок и в 2024 году.

Итоги прошедшего года

Одним из главных итогов 2023 года стал заметный и активный рост российского сектора автоперевозок, особенно по маршрутам внутри страны. Поставки по дорожным сетям в зарубежные страны также показали хорошую динамику. Аналитики отмечают рост товарообмена со странами Средней Азии, с Республикой Беларусь и, конечно, Китаем. Последние две страны заняли лидирующие позиции по объемам товарообмена. При этом некоторое замедление зафиксировано на направлениях в Армению и Грузию, где годом ранее отмечался рост, и появились сложности с поставками в Казахстан.

На российском рынке в 2023 г. произошло увеличение числа рейсов, несмотря на уменьшение количества транспортных средств. Отдельно отмечается увеличение спроса на дальние перевозки. Объемы грузовых перевозок возросли на направлениях в Ставропольский край и Краснодар, а также в регионы Северного Кавказа.

Другой важной тенденцией ушедшего года стал активный рост собственного автопарка у ритейлеров.

Среди причин возникновения сложностей у игроков рынке аналитики выделяют и традиционные факторы, и накопительный эффект новых проблем. К первым относятся рост цен на дизель и сезонные трудности. Среди вторых причин можно назвать рост расходов у владельцев транспортных средств, серьезный дефицит водителей и повышение ставки рефинансирования, что осложнило привлечение кредитов. Наконец, отмечались проблемы с обновлением автопарка в текущей геополитической обстановке. Все это не могло не вызвать рост цен на перевозки. В результате повышение цен превзошло даже самые пессимистичные прогнозы. Например, стоимость поставок в регионы Сибири и Урала повысилась в два раза.

Последствия взлетевший цен

Произошедший скачок цен благоприятно сказался на перевозочных компаниях. На фоне общей нехватки транспорта они заняли выгодные позиции, ведь спрос на их работу стабильно рос. А вот смогут ли они сохранить качество оказываемых услуг будет зависеть от мобильности их внутренних организационных процессов и умения вести переговоры о пересмотре имеющихся контрактов. Некоторым из грузоперевозчиков пришлось пересматривать свои бюджеты прямо в середине года.

А вот последствия для конечных потребителей нельзя назвать приятными. Произошел рост цен не только на продукты питания, но и на промтовары, ведь стоимость перевозок заложена в конечные цены на товары.

Аналитики уверены, что в будущем равновесие в секторе будет восстановлено, но остаться в бизнесе получится не у всех компаний.

Причины дефицита кадров кроются в демографических проблемах

На российском рынке автоперевозок в прошедшем году продолжался кадровый голод. Эксперты называют ситуацию с нехваткой водителей стабильно тяжелой. Основной причиной такого положения является падение рождаемости в стране и старение населения в целом. Причем кадровый голос касается не только сектора перевозок, но и многих других рабочих специальностей в стране, включая механиков и слесарей.

В ближайшее время появление на российском рынке автоперевозок заметного притока новых кадров не прогнозируется. В то же время возможен некоторый рост числа водителей из бывших советских республик, ведь российские зарплаты обуславливают интерес к получению нужных водительских категорий и работе на территории РФ среди иностранных специалистов. Кроме того, и без того высокие для мигрантов зарплаты в секторе были повышены некоторыми перевозчиками, которые начали настоящую борьбу за привлечение шоферов. В результате средняя зарплата дальнобойщика в стране достигла 200 000 рублей в месяц. Причем на этом, как ожидается, рост зарплат в отрасли не остановится. С учетом кадрового голода и низкого интереса к профессии шофера, в 2024 г. заработная плата водителя грузовика может подскочить еще на 20 или 30 процентов.

Одним из выходов в такой ситуации может стать обучение водителей на базе самих перевозочных компаний, включая переквалификацию специалистов, а также комплексный подход по привлечению и удержанию кадров. Такой подход будет подразумевать улучшение условий труда, различные программы нематериальной и материальной поддержки, а также постоянный диалог с водителями и оперативный отклик на их предложения и жалобы.

Импортозамещение сохраняет свою значимость для сектора

Российский сектор автоперевозок продолжает активно использовать методы импортозамещения для различных деталей и запчастей техники, произведенной в Европе. Такие методы включают в себя и использование аналогов, и так называемый параллельный импорт, и даже начало собственного производства некоторых узлов. Наконец, в крайних случаях перевозчикам приходится менять машины целиком. Так что неудивительно, что отрасль демонстрирует устойчивую тенденцию отказа от тягачей и другой техники европейского производства и перехода на китайские изделия автомобильной промышленности.

Другие прогнозы на 2024 год

В наступившем году российский сектор автоперевозок ждут не только финансовые новости, но и важные структурные изменения. Среди последних можно выделить продолжение цифровизации процесса. Все больше компаний полностью переключатся на электронный оборот документации. И, помимо очередных сложностей и задач, сектор, несомненно, ждут новые перспективы и возможности, которые улучшат ситуацию по перевозкам.

Заявка на вступление в Ассоциацию
Спасибо за заявку!
В ближайшее время с вами свяжется наш менеджер.
Благодарим за участие в опросе!
Пройдите пожалуйста опрос, прежде чем оставить заявку!