


Российский сектор грузоперевозок: основные проблемы и пути их решения

В прошедшем 2023 году рынок грузовых автоперевозок в Российской Федерации показал впечатляющий рост на 12% к предыдущему году. Основная часть этого роста была обеспечена внутренними перевозками. Однако ключевые проблемы сектора, на первом месте среди которых повышение издержек и кадровый голод, пока не нашли решения.
В этой статье мы поговорим о достижениях и нерешенных задачах сектора.
Эксперты связывают заметный рост грузоперевозок на внутренних маршрутах с бурным развитием электронной коммерции и общим ростом маркетплейсов в стране. Другой фактор роста – повышение объемов производства в разных отраслях промышленности, где часто требуется отгрузка товара потребителям.
Еще одна сфера, где наблюдается положительная динамика – это поставки в торговые сети. Здесь годовой рост составил 26%, и это также поддерживает общий рост спроса на перевозки. Отдельно следует отметить подъем в сегменте экспресс-доставки, на целых 45%.
Наконец, нельзя не упомянуть значимость ситуации с железнодорожными перевозками. Последние не раз приостанавливались по погодным условиям, и на помощь приходили автомобильные перевозки грузов.
В отличие от внутреннего рынка, результаты по международным автоперевозкам свидетельствуют о лишь умеренном росте и даже снижении.
Так, автомобильные грузоперевозки на европейском направлении упали в прошлом году к 2022 г. В реальном выражении снижение составило 0,4% до 448 млн. евро. Здесь первые позиции сохраняет Беларусь: рост экспортных перевозок достиг 48%, а заявки на перевоз импорта повысились на 41%. Также в лидерах отмечается Китай, где рост заявок на экспортные и импортные перевозки повысился на 88% и в три раза, соответственно.
По остальным направлениям международных грузоперевозок отмечается стабильное снижение объемов. И причина тут кроется не только в пробках на КПП, но и в заметном росте издержек у компаний логистического сектора, а также в дефиците кадров. Количество открытых вакансий уже в три раза превышает поступающие обращения о трудоустройстве.
Специалисты считают, что именно нехватка квалифицированных дальнобойщиков привела к росту цен на грузоперевозки по автомобильным дорогам: почти на 28% в начале этого года к аналогичному периоду 2023 г.
Несмотря на то, что компании предлагают высокие зарплаты, удобные графики и возможность бесплатного обучения, водители не спешат устраиваться на работу. Сейчас возраст водителя фур в среднем равен от 45 до 55 лет. Аналитики прогнозируют, что в текущем году и без того высокие зарплаты дальнобойщикам могут повыситься еще на треть.
Следующая большая проблема – рост расходов. На увеличение издержек логистических компаний влияют не только высокие зарплаты водителей, но и повышение цен на топливо, а также на техническое обслуживание грузовиков.
В конечном итоге все это приводит к росту стоимости грузоперевозок. За прошедший год средний рост цен в секторе составил примерно 28%, в том числе более 6% за последние 3 месяца. Особенно заметен рост цен на грузоперевозки на маршруте Москва-Нижний Новгород. Он составил более 72%.
Конечно, и логистические компании, и власти страны не сидят сложа руки и разрабатывают меры для решения перечисленных проблем.
Для устранения нехватки водителей федеральные и региональные чиновники начали восстановление системы профессиональных учебных заведения, где будут готовить водителей дефицитных категорий, D и СЕ. Также ведется кампания, которая должна сделать специальность дальнобойщика более популярной. В дополнение к этим мерам, сами логистические компании планируют открыть или уже открыли собственные курсы для обучения водителей.
Важно добавить, что дефицит в отрасли касается не только водителей, но сотрудников на складах, в том числе экспедиторов и грузчиков. Решить эту проблему отчасти помогут современные цифровые технологии.
Что касается сокращения издержек, шаги в этом направлении включают цифровизацию и автоматизацию процессов в секторе. Это поможет оптимизировать работу, повысить эффективность использования транспортных средств и снизит операционные расходы.