


Российский рынок полуприцепов: текущий спад и перспективы

Прошедший 2024 год оказался благоприятным для рынка полуприцепов в России. Был зафиксирован заметный рост продаж: на 8,9% относительно предыдущего года. По этому показателю в лидеры сектора вышли компании ТОНАР, Bonum и Grunwald
Однако уже в этом году ситуация изменилась на противоположную, и статистика показывает снижение продаж новых полуприцепов сразу на 49% за первые два месяца по сравнению с январем и февралем 2024 г. Аналитики связывают такой резкий спад, прежде всего, с повышением ключевой ставки и утильсбора. Кроме того, в стране отсутствует системная поддержка данного сектора.
В этой статье мы подробнее рассмотрим сложившуюся на сегодня ситуацию и поговорим о дальнейших перспективах рынка полуприцепов в РФ.
В количественном выражении спад в сегменте означает падение продаж за январь 2025 г. до 2,1 тыс. единиц и до 1,6 тыс. единиц за февраль. В годовом выражении продажи полуприцепов упали на 45% до 1 980 штук, причем самое сильное снижение произошло в сегменте зерновозов, сразу на 86,8%, и тентованных полуприцепов (на 79%). Продажи контейнеровозов упали на 62%, а битумовозов и бензовозов на 33,4% и 28,6% соответственно. Наконец, падение продаж нетентованных и самосвальных полуприцепов составило 32,5% и 18% соответственно.
Падение продаж привело к рекордным стокам техники на складах лизинговых компаний. Сейчас их объем оценивается примерно в 30 тысяч полуприцепов.
Если рассматривать подробнее причины такой динамики, следует уточнить, что ЦБ РФ повысил ключевую ставку до 21%. На практике это вызвало заметное удорожание лизинга. В результате транспортно-логистические компании столкнулись не только с повышением издержек, но и с уменьшением возможностей по обновлению своего автопарка. Все это уменьшило спрос на полуприцепы.
Утилизационный сбор вырос почти на 30% в октябре прошлого года, и это не могло не сказаться на конечной стоимости полуприцепов, которая заметно выросла. Даже с учетом действующих механизмов импортозамещения, покупка этой техники стала менее выгодной.
Несколько слов о господдержке, точнее о ее отсутствии. На сегодня госпрограммы помогают некоторым секторам рынка спецтехники, но не полуприцепов. Этот сегмент не получил ни льготного лизинга, ни субсидий, ни специальных инвестиционных контрактов.
Наконец, операционные затраты перевозчиков выросли после индексация акцизов на топливо, повышения тарифов на проезд по системе «Платон» и на фоне проведенной не так давно налоговой реформы. Все эти изменения уменьшили инвестиционную привлекательность спецтехники, и перевозчикам пришлось отложить планы обновления своего автопарка.
В итоге в начале этого года в секторе полуприцепов сложилась ситуация, которую смело можно назвать началом кризиса. И прогнозы на ближайшее время даются неблагоприятные: падение на рынке должно продолжиться.
Еще 3 года назад в России эксплуатировали достаточно старые полуприцепы. При этом самыми популярными были марки Krone, Schmitz, МАЗ СЗАП и ГКБ. Общее число полуприцепной техники в российском автопарке составляет около 1,3 млн., и более 45% из них были произведены более 20 лет назад. Еще около 17% приходится на полуприцепы и прицепы возрастом 16-20 лет. Лишь 7,8% относительно новые, с датой выпуска около 4-6 лет назад, и около 10% можно назвать новой техникой с возрастом не более 3 лет.
Немного о лидерах рынка
Около 10% такой спецтехники представлено иностранной моделью Schmitz (примерно 132 000 единиц). На втором и третьем месте по популярности – российские модели СЗАП и ГКБ. В эксплуатации находятся около 98 000 и 94 000 полуприцепов от этих производителей соответственно. Помимо указанных марок, в десятку популярных моделей вошли НЕФАЗ, ОдАЗ, Тонар, Koegel и ЧМЗАП.
В 2024 г. наиболее внушительный рост демонстрировала компании KRONE и UAT: на 143,6% и 93,8% в сегменте новых полуприцепов соответственно. Bonum и Wielton также улучшили свои позиции, прибавив 44% и 31,3%.
Тем не менее, марка ТОНАР на конец прошлого года сохранила за собой первое место и примерно 20% рынка. Так, самими популярными были самосвальные полуприцепы ТОНАР 952302 и ТОНАР 95234.
Доля иностранных моделей полуприцепов не превысила 8% от общего объема продаж в 2024 г., и это были в основном шторные и специализированные модели.