Россия может потерять до 90% грузовых судов
По данным аудиторской компании KPMG на 11.4% уменьшился в 2018 году объем морских грузоперевозок по сравнению с 2017-м и составил 105.1 млн. тонн. Внутрироссийский объем снизился на 14.9%, зарубежный – на 0.7%. Итоговый показатель падал на протяжении 10 месяцев отчетного периода, составив 6.8%.
Одна из причин негативной динамики – рост цен на судовое топливо. Стоимость выросла из-за ряда факторов: повышения мировых цен на нефть, девальвации рубля, изменения налогового законодательства. По оценкам KPMG в 2017-м средняя стоимость дизельного топлива составляла 36 руб./кг., в 2018-м – 58 руб./кг., а в 2019-м – вырастет до 99 руб./кг. Учитывая, что механизмы компенсации издержек судовладельцев отсутствуют как таковые, то это приведет либо к росту тарифов, либо к массовому уходу с рынка основных игроков.
Немаловажную роль играет устаревание транспорта. К концу 2017-го года более 85% насчитывалось грузовых судов старше 30 лет. В следующем году сухогрузный флот насчитывал порядка 900 кораблей, средний возраст которых составлял 37.6 лет. По расчетам Морского инженерного бюро, для сохранения нынешних объемов морских грузовых перевозок требуется уже в ближайшие три года построить около 130-140 новых сухогрузных судов «Волго-Дон макс», 60-80 сухогрузных барж и 20-30 буксиров-толкачей.
На сегодняшний момент в органах власти рассматривается возможность компенсации издержек судовладельцев при перевозках речным транспортом, но пока окончательных решений не принято.