Слабое звено
Основное правило расчета прочности цепного найтова — определение его самого слабого звена. Следовательно, знание технических характеристик и правил эксплуатации используемых крепежных цепей жизненно необходимо, особенно — в современных условиях, когда и в России, и в Беларуси уже действует стандарт ГОСТ 26653-2015 «Подготовка генеральных грузов к транспортированию.
100 тонн упало 68 тонн упало
Перевозчики крупногабаритных и тяжеловесных грузов (КТГ) для крепления используют крепежные цепи. Цепи при сравнении с крепёжными ремням обладают определенными преимуществами:
- значительная рабочая нагрузка;
- значительная прижимная сила, которая может достигать 50% от рабочей нагрузки;
- отсутствие эластичности, что при транспортировке тяжеловесных грузов играет решающее значение.
Тяжеловесные грузы не допускают никаких начальных смещений, так как начав движение они обладают огромной кинетической энергией, способной порвать любые найтовы.
Недостатком цепей является их значительный вес.
Основное правило расчета прочности цепного найтова – определение его самого слабого звена. Следовательно, знание технических характеристик и правил эксплуатации используемых крепежных цепей жизненно необходимы и особенно в современных условиях, когда в в РФ и в РБ уже действуют стандарт ГОСТ26653 «Подготовка генеральных грузов к транспортированию. Общие требования», в а в РФ выполнение Приказа Минтранса России от 15 января 2014 г. N 7 «Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» контролируется ГИБДД и Ространснадзором. А они как известно требуют разработки схемы крепления грузов.
Еще пока действующие, но никем нечитаемые «Правила безопасного размещения и крепления грузов в кузове автомобильного транспортного средства» Республики Беларусь средствам крепления все-таки уделяли небольшое внимание, но абсолютно недостаточное, чтобы обеспечить правильную техническую эксплуатацию, и тем более – контроль за такой эксплуатацией.
В них был приведен рисунок и запрет на использование цепи при:
- уменьшении толщины звеньев в любом месте более чем на 10% номинальной толщины;
- удлинении звена посредством любой деформации более чем на 5%;
- надрезах, значительной деформации и коррозии звеньев.
Рисунок 1 — Примеры крепежный цепей вместе с натяжными устройствами С и соединяющими элементами D.
А | Комплект оборудования для крепления: крепежная цепь |
А1 | Маркировка, бирка |
В | Натягиваемый элемент- стальная цепь из звеньев |
С | Натяжные устройства |
С1 | Винтовая стяжка, талреп |
С2 | Рычажная стяжка |
СЗ | Храповая стяжка, трещотка, рэтчет |
С4 | Универсальное храповое устройство |
D | Соединительные детали |
D1 | Крепежный крюк |
D2 | Конечное звено |
D3 | Скоба |
D4 | Укорачивающий элемент |
D5 | Соединительный элемент |
D6 | Демпфирующий элемент |
D7 | Соединитель цепи с лентой |
Е1 | Индикатор натяжения |
Е2 | Индикатор перегрузки |
Вышеупомянутый Приказ Минтранса России от 15 января 2014 г. N 7 просто повторил эти три пункта, причем сократил последний до одного слова «надрезах», почему то опустив значительной деформации и коррозии звеньев.
Этого абсолютно недостаточно, особенно принимая во внимание, что с 20 мая 2018 года вступает в силу Директива № 2014/47/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 3 апреля 2014 года «О техническом осмотре на дорогах коммерческих автомобилей, используемых на территории Сообщества, на предмет их пригодности к эксплуатации и отмене Директивы 2000/30/ЕС». Проверяться будут транспортные средства всех стран.
Проверка крепления груза является частью программы технического контроля.
пункт | Нарушение | Оценка нарушения | |||
Незначительное | Значительное | Опасное | |||
20.3. | Использование устройств для крепления грузов | ||||
20.3.1. | Неподходящие устройства
Совершенно неподходящие устройства |
X | X | ||
20.3.2. | Маркировка отсутствует/повреждена, но устройство в хорошем состоянии
Маркировка отсутствует/повреждена, но устройство в неудовлетворительном состоянии |
X | X | ||
20.3.3. | Устройства для крепления повреждены
Устройства для крепления значительно повреждены и не могут использоваться |
X | X | ||
20.3.4. | Натяжной механизм используется неправильно
Поврежденные механизмы для натяжения |
X | X | ||
20.3.5. | Некорректное использование средств крепления (отсутствие угловых протекторов)
Использование дефектных средств крепления (с узлами, напр.) |
X | X | ||
20.3.6. | Недостаточная фиксация средств крепления
Крепление выдерживает менее 2/3 требуемой нагрузки |
X | X |
В Республике Беларусь ситуация с законодательной базой меняется в лучшую сторону. Принято правильное решение отказаться от устаревших Правил и принять 6 основных Европейских стандартов в качестве национальных. В это число входит и Европейский стандарт EN 12195-3 «Устройства для крепления грузов на автомобильных транспортных средствах — безопасность», Часть 3 «Крепежные цепи».
Этот стандарт предусматривает гораздо большие требования к крепежным цепям, чем указанные в Правилах. Стандарт был принят еще в далеком 2001 году. С тех пор, цепи, не советующие данному стандарту для крепления грузов использовать в ЕС запрещается.
Опасность этого стандарта для наших перевозчиков в том, что даже после его принятия в качестве национального, существует опасность его неполного выполнения, так как в тексте существует ссылка на другие европейские стандарты, не все из которых являются национальными или межгосударственными стандартами.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации (далее — ТНПА):
- EN 292-1:1991 Safety of machinery — Basic concepts — General principles for design — Part 1: Basic terminology, methodology (Безопасность машин. Основные термины и определения. Общие принципы конструкции. Часть 1. Основные понятия. Методика)
- EN 292-2:1991 Safety of machinery — Basic concepts — General principles for design — Part 2: Technical principles and specifications (Безопасность машин. Основные термины и определения. Общие принципы конструкции. Часть 2. Технические условия и спецификации).
- EN 818-1:2011 Short link steel chains for lifting purposes. Safety. Part 1. General requirements for acceptance — Цепи стальные из круглых коротких звеньев для подъема грузов. Безопасность. Часть 1: общие требования к приёмке.
- EN 818-2:2011 Short link steel chains for lifting purposes. Safety. Part 2. Medium tolerance steel chains for grade 8 chain slings Цепи стальные из круглых коротких звеньев для подъема грузов. Безопасность. Часть 2: Цепи стальные нормальной точности для стропальных цепей класса 8.
- EN 818-7:2001 Цепи стальные из круглых коротких звеньев для подъема грузов. Безопасность. Часть 7: Цепи калиброванные. Класс Т (типы Т, DAT и D^.
- EN 1677-1 Детали средств строповки. Безопасность Часть 1: кованые стальные компоненты, класс 8.
- EN 1677-2:2000 Детали средств строповки. Безопасность Часть 2: Кованые крюки с предохранительными клапанами, класс качества 8
- EN 1677-4:2000 Детали средств строповки. Безопасность Часть 4: звенья, класс 8.
- EN 12195-1:2010 Устройства крепления груза на автомобильных транспортных средствах. Безопасность. Часть 1: Расчет сил, действующих на средства крепления.
Сначала остановимся на терминах и определениях, используемые стандартом необходимых для понимания этой статьи.
- 3.9 рабочая нагрузка на средство крепления (LC): Максимально допустимая сила, используемая для непосредственного натяжения, на которую рассчитана цепь во время ее эксплуатации.
- 3.10 разрывающее усилие BF (breaking force (BF)): Максимальное усилие, которое крепежная цепь выдерживает во время испытания в комплекте с натяжителем и соединительными элементами.
- 3.12 номинальная сила натяжения STF: Остаточная сила в натянутой цепи после отпускания рычага натяжного устройства (при воздействии на него номинальной ручной силы – примечание мое).
- 3.14 номинальная ручная сила SHF: Максимальная ручная сила, установленная для натяжного устройства (обычно 500Н).
- 3.15 компетентное лицо: Назначенное лицо, обученное соответствующим образом, имеющее квалификацию, знания и практический опыт, а также необходимые инструкции для выполнения требуемых испытаний и контроля.
Цепи должны соответствовать стандарту EN 818-2 или EN 13157, тип Т — для цепных лебедок. Стандарт EN 818-2 у нас действует. Длиннозвенные цепи допускаются только к креплению круглого леса.
Соединительные элементы должны соответствовать:
- типы D4, D5 и D7 — стандарту EN 1677-1;
- тип D1 — стандарту EN 1677-2;
- тип 2 — стандарту EN 1677-3.
Соединительные и укорачивающие элементы должны быть оснащены страховочным устройством, защищающим от потери рабочей функциональности (рассоединения, выход из зацепления и т.п.). Такие стандарты на территории РБ и РФ не действуют, хотя существуют аналогичные другие для грузоподъемных работ.
Натяжные устройства должны быть запроектированы таким образом, чтобы непреднамеренное ослабление натяжения крепления было невозможно.
Должна существовать возможность ослабить натяжное устройство без инструментов при силе натяжения в крепежной цепи, соответствующей 0,3 LC.
Винтовые и рычажные натяжители должны быть оснащены страховочным устройством, защищающим от потери рабочей функциональности (выход из зацепления, раскручивания и т.п.). Натяжные устройства с концевыми звеньями в виде крюков должны иметь устройства, защищающие от потери рабочей функциональности (выход из зацепления и т.п.).
Комплектная крепежная цепь с точки зрения рабочей нагрузки (LC) должна соответствовать таблице 2.
Таблица 2 — Механические свойства крепежных цепей
Комплектная крепежная цепь с размером цепи (стандарт EN 1677-1) | Рабочая нагрузка LC кН макс. | Разрывная сила BF кН мин. |
6
7 8 |
22
30 40 |
45,2
61,6 80,4 |
9
10 11 |
50
63 75 |
102
126 154 |
13
16 18 |
100
160 200 |
212
322 407 |
20
22 |
250
300 |
503
608 |
Каждая комплектная крепежная цепь должна иметь инструкцию по эксплуатации, соответствующую разделам в приложении B.
Каждую комплектную крепежную цепь необходимо оснастить подвесной металлической биркой, на которой указаны следующие сведения:
- рабочая сила (LC) в килоньютонах;
- номинальная сила натяжения (STF) в деканьютонах, для которого запроектировано данное оборудование;
- для цепных лебедок: определение максимальной ручной силы воздействия для достижения WLL;
- тип крепления;
- предупреждение: «Not for lifting» «Не для подъема»; за исключением универсальных храповых устройств (C4);
- название или символ изготовителя или поставщика;
- идентификационный код изготовителя;
- номер и часть стандарта EN 12195-3.
Натяжные устройства должны иметь маркировку с названием или символом изготовителя или поставщика.
Каждая комплектная крепежная цепь или серия крепежных цепей должна иметь датированный сертификат, удостоверяющий соответствие настоящей части стандарта EN 12195, содержащий следующие сведения:
- имя изготовителя или поставщика крепежной цепи, включая дату выдачи сертификата и подпись;
- номер и часть настоящего стандарта: EN 12195-3;
- идентификационный номер или символ крепежной цепи;
- описание крепежной цепи, в том числе с перечнем всех составных компонентов;
- номинальный размер цепи и знак класса «8»;
- номинальный размер (код) элементов и знак класса «8» для типов C1, C2, C3, D1, D2, D4, D5 и D7;
- номинальную длину;
- рабочую нагрузку (LC)
Далее идет Приложение B (обязательное) «Перечень предоставленных изготовителем сведений об эксплуатации и техническом обслуживании» основные положения которого сводятся к следующему:
Используемая цепь должна соответствовать перевозимому грузу.
В случае необходимости, с целью исключения повреждения цепей и увеличения радиуса охвата, на углы и острые кромки груза под цепи укладывают защитные прокладки, тем самым усиливая фактическую прочность цепи.
Ни в коем случае нельзя использовать цепи, связанные узлом либо соединенные болтами или штырями. Крепежные цепи и кромки груза должны быть защищены от истирания и повреждений путем использования защитных рукавов, кожухов и / или угловых прокладок. Поврежденные цепи необходимо заменять или отсылать на ремонт производителю.
Изъять из эксплуатации крепежные цепи и возвратить изготовителю для ремонта в случае обнаружения в них следов повреждений. Учитывать следующие повреждения:
- для цепей: трещины поверхности, удлинение более чем на 3%, износ более чем на 10% номинального диаметра, явная деформация;
- для соединительных элементов и натяжных устройств: деформации, трещины, явные следы износа, следы коррозии.
Ремонт должен выполняться только производителем или его представителем.
После ремонта производитель обязан гарантировать, что первоначальные рабочие характеристики крепежных цепей были восстановлены.
Перед использованием крепежных цепей должно всегда проверяться состояние соединительных звеньев. Для натяжения цепи разрешается использовать только такие натяжные механизмы и талрепы, рабочая нагрузка которых соответствует рабочей нагрузке крепежной цепи.
Графически все выглядит следующим образом, рисунок позаимствован у производителя RUD:
Мои инспекции позволяют утверждать, что ни один из проверенных перевозчиков РБ и РФ не готовы к техническому контролю.
Техническое состояние цепей часто просто ужасное, но самое ужасное в том, что ни один из опрошенных представителей компаний включая менеджеров и водителей ничего не знают о правильной эксплуатации.
Здесь мы говорили о самих крепежных цепях, но продолжение цепного найтова – это точки крепления на самом транспортном средстве и грузе, о которых перевозчики также знают очень мало.
А если мы коснемся расчетов и способов установки, то можно смело утверждать, что, после 20 мая 2018 года в ЕС всем им будет «Стоп машина» и запрет на движение».
Можно смело утверждать, что самое слабое звено в цепном найтове – это сами перевозчики.
Пример отсутствия расчета – 68 тонный трансформатор «закреплен» 4 цепями несоответвтующей прочности.
Способ установки вызывает ужас
Автор: Анатолий Шмелев