


Тяжелые мусоровозы: поможет ли отрасли временная отмена штрафов

В середине прошлого месяца в России вступил в силу закон, согласно которому с 1 апреля этого года в России не будет действовать весогабаритный контроль для большегрузов, занятых в секторе вывоза ТКО (твердых коммунальных отходов). Соответственно, водители таких машин не будут получать штрафы за перегруз. Отмена штрафов останется в силе до весны 2028 г.
Такая отмена штрафов для тяжелых мусоровозов имеет под собой вполне конкретное техническое обоснование. Дело в том, что у мусоровозов имеются конструкционные особенности, которые не позволяют добиться необходимого распределения веса на шасси. В результате нередко на пунктах весового контроля фиксировались превышения допустимых осевых нагрузок и выписывались немалые штрафы в размере 250-400 тысяч рублей. Это приводило к дополнительной финансовой нагрузке на компании сектора вывоза коммунальных отходов, которые и без того находятся в сложной ситуации.
До отмены штрафов компаниям по перевозке сыпучих отходов часто приходилось выпускать в рейс машины с недогрузом, что увеличивало стоимость перевозки мусора. В среднем для выполнения весогабаритных норм перевозчикам приходится недогружать грузовики примерно на 20% от возможной массы. Но и такие меры не всегда срабатывали, и компаниям приходили несправедливые штрафы.
Следует признать, что российские нормы по весу и габаритам оказывают заметное влияние на все сектора перевозок и приводят к удорожанию доставки по автомобильным дорогам. Грузоперевозчики не раз подавали жалобы в профильные ведомства и предлагали пересмотреть в сторону повышения разрешенные максимальные массы грузовиков и осевых нагрузок. Кроме того, поступали инициативы об отмене традиционных весенних ограничений на движение по региональным и муниципальным дорогам в стране (так называемая «весенняя просушка»). На время сезонных ограничительных мер недогруз транспортных средств увеличивался еще на 10%. По сути, весной грузовики работали с загрузкой лишь на 50%. Это приводило к дополнительным расходам и увеличению числа рейсов для перевозки одного и того же объема грузов.
Между тем, и правительство различных уровней, и, конечно, простые граждане заинтересованы в сдерживании цен на продукты и промышленные товары, включая социально значимые грузы. А для этого необходимо смягчить весогабаритные нормы. Пересмотр нормативов в этом секторе несет в себе большой потенциал для сокращения транспортных издержек.
Однако эксперты Министерства транспорта РФ придерживаются другого мнения. Они делают акцент на том, что большегрузы создают дополнительную нагрузку на дороги, приводят к преждевременному разрушению дорожного полотна и незапланированному ремонту.
Однако следует признать, что в мире давно существуют современные технологии строительства автодорог, которые позволяют заметно увеличить допустимую грузоподъемность трасс. Такие технологии предусматривают использование особых минеральных вяжущих веществ и цемента. Цементобетонное дорожное покрытие может выдерживать заметно более высокий вес транспортных средств, чем асфальтобетонное.
Именно цементобетонное дорожное покрытие применяется на дорогах ведущих стран мира. Например, в соседней Беларуси законодательно предусмотрено, что автомобильные дороги по умолчанию строятся с цементобетонным покрытием, если нет веских причин выбрать другую технологию.
В России же дороги такого типа до сих пор считаются экспериментальными. Между тем, эксперимент уже давно можно признать успешным, и пора приступать к массовому строительству цементобетонных трасс. Для этого потребуются изменения законодательства и выделение финансовых ресурсов. Но именно увеличение доли дорог с цементобетонным покрытием позволит увеличить провозную способность российских магистралей, что объявлено в числе целей транспортной стратегии страны. Кроме того, увеличение нормативов по загрузке даст сокращение транспортных издержек и, как следствие, цен на товары.