В России могут отключить более половины камер на дорогах
Кабинет министров РФ рассматривает изменения к требованиям, касающимся камер видео-фиксации нарушений правил дорожного движения. В случае утверждения новых правил, на территории России могут быть отключены до 70% камер на дорогах. При этом эксперты отрасли нововведения не поддержали.
По новым требованиям на дорогах должны будут установить дополнительные знаки, которые будут предупреждать водителей о том, что вскоре на трассе они будут проезжать камеру. В качестве альтернативы, возможна установка информационного табло. При этом камеры должны быть на расстоянии не менее 5 километров друг от друга за пределами городов и не ближе, чем один километр, внутри населенного пункта. Специалисты отмечают, что, например, в Москве камеры стоят гораздо чаще.
Еще одно предложение предусматривает, что все видеокамеры должны соответствовать ГОСТу. Аналитики подчеркивают, что на сегодня значительная часть установленных на дорогах камер не отвечает таким требованиям.
Три типа камер фиксации
Напомним, что новое законодательство по камерам фото- и видео-фиксации нарушений ПДД было принято парламентом еще в 2023 г. и должно было вступить в силу в первый день осени этого года. Согласно новому закону, все камеры на дорогах страны должны быть установлены и функционировать согласно единым требованиям. Однако до сих пор закон находится на рассмотрении Кабмина. Сейчас идет изучение очередной версии нормативов от Министерства транспорта, которая была представлена рабочей группе при правительстве РФ по безопасности дорожного движения.
Согласно нововведениям, дорожные камеры будут трех типов: мобильные, стационарные и передвижные.
Мобильная техника будет использоваться патрульными машинами при движении в потоке автомобилей. Стационарная должна быть установлена в определенных точках, таких как на опорах у дороги, и работать длительное время. Наконец, передвижные камеры – это не что иное, как треноги или специальные машины с камерами на крыше, которые будут работать, останавливаясь в какой-либо точке. Последний тип должен быть убран с дороги сразу после завершения проверки, например, после окончания ремонтных дорог на трассе.
Еще одним важным правилом будет возможность размещать камеры только на трассах с выделенной полосой, на месте проведения ремонта, на перекрестках с высокой частотностью аварий, а также на иных опасных участках, на станциях весогабаритного контроля и, наконец, в местах действия запрета на стоянку и рядом с пешеходными переходами.
Дорожный знак, который теперь придется устанавливать, должен находиться на дистанции от 150 до 300 метров до такого знака за пределами населенных пунктов и как минимум за 100 метров до камеры в городской черте.
Еще одно требование предусматривает наличие карты с указанием всех установленных камер. Место размещения каждой камеры должно быть опубликовано в интернете как минимум за 20 дней, не включая выходные, до ее включения.
Сколько работающих камеры не соответствуют новому закону
Аналитики считают, что после проверки камер видео-фиксации на территории России придется отключить около 70 процентов из них как несоответствующие нормативам. В первую очередь придется убрать передвижные камеры. При этом в короткие сроки устранить несоответствия не получится, ведь законотворцы считают, что коммерческие структуры не должны быть допущены к обслуживанию камер, так как дело касается безопасности, и вопросы прибыли не должны выходить на первое место. При этом из многих регионов уже идут жалобы на старые камеры, которые не соответствуют требованиям.
ГОСТ для камер фиксации нарушений на дорогах имеет название Р57144 и предусматривает также строгие нормы в отношении погрешностей снятия показаний и самих фото или видео, которые используются как доказательства при выписывании штрафов.
Еще одна важная группа поправок в новый закон касается пешеходов и пешеходных переходов. Ведь пешеходы являются такими же участниками дорожного движения, как и автомобилисты. Между тем, для первых не были предусмотрены такие же удобно расположенные предупреждающие знаки о работе камер, как для водителей. Поступают поправки и о форме передачи данных с камер между собственником трассы и Министерством внутренних дел. В итоге, обсуждение новых правил, которые еще не вступили в силу, продолжается.