Власти РФ планируют ввести маркировку моторных масел
Специалисты из министерства промышленности и торговли Российской Федерации подготовили проект нового регулирования, которое предусматривает введение маркировки моторных масел, смазочных материалов, антифриза и прочих жидкостей для автомобилей. Предполагается, что после одобрения это будет отдельное правительственное постановление.
Авторы проекта предлагают ввести такую маркировку сначала в экспериментальном режиме с начала осени по конец лета следующего года. Такие меры должны помочь в борьбе с нелегальным ввозом продукции на территорию страны, в том числе низкого товаров качества и контрафакта. Кроме того, новое регулирование нацелено на повышение налоговых сборов и таможенных платежей в бюджет страны.
Во время действия тестового периода специалисты будут проверять, насколько эффективна маркировка в противодействии нелегальным продажам. Кроме того, это даст компаниям, представленным в сегменте, время на адаптацию к обязательной маркировке.
В ходе маркировки на канистры будут нанесены особые матрикс-коды, схожие с маркировкой парфюмерии и пищевых продуктов. В обязательный перечень к маркировке, помимо моторных масел и антифриза, будут входить смазочные жидкости для редукторов и шестеренок, тормозные жидкости и еще некоторые виды смазочных материалов.
Представители министерства пояснили, что присоединиться к эксперименту можно будет добровольно и без каких-либо дополнительных расходов. Все необходимое для нанесения маркировки, включая оборудование, будет предоставлено компаниям-участникам тестового режима, бесплатно. В ходе эксперимента будет возможность проверить механизм нанесения маркировки и процедуру поступления данных в специальную информационную систему.
Кроме того, авторы проекта подчеркивают, что введение маркировки практически не скажется на цене конечной продукции. Чтобы сделать такие выводы, эксперты из Министерства финансов проанализировали 17 видов товаров, на которые предлагается ввести маркировку. Они рассчитали, что маркировка может дать повышение конечной цены не больше, чем на 1 процент за 6 лет. Это существенно меньше даже уровня инфляции в России.
Потребность улучшения ситуации на рынке смазочных материалов назрела уже давно. По данным статистики, незаконные продажи только моторных масел превышают 50 процентов от общего объема рынка. Если эксперимент окажется удачным, будет принят закон об обязательной маркировке в сегменте автомобильных жидкостей.
Ранее, успешный эксперимент с маркировкой продукции уже был проведен на рынке парфюмерии и табачной продукции, где процент незаконных продаж снизился на пятую и четвертую часть, соответственно. А в сегменте продаж автомобильных шин результаты оказались еще более впечатляющими. После введения требования по маркировке, доля контрафакта уменьшилась в 2 раза.
Реакция участников рынка на инициативу неоднозначна, хотя ситуацию прокомментировало еще не так много компаний. Например, пресс-служба Sintec Group сообщила, что компания в целом поддерживает предложение Министерства промышленности и торговли и верит, что маркировка будет способствовать устранению с рынка контрафактной продукций. В компании считают, что маркировка поможет покупателям разобраться в предлагаемых маслах, после того как с рынка ушло много известных производителей и появились новые продукты. Sintec заявила о готовности участвовать в эксперименте уже в ближайшее время, после отладки оборудования.
Однако некоторые другие производители автомобильных технических жидкостей сомневаются в эффективности идеи о маркировке. Некоторые эксперты указывают, что маркировка не решит проблему с контрафактом полностью, в отличие от системы сертификации. Они пояснили, что данные маркировки и другая информация на упаковке, например, канистре, не является гарантией высокого качества содержимого. Даже в упаковку от известного бренда можно налить любую подделку.
Среди критиков проекта и эксперты из журналов на автомобильную тематику. Они указывают, что маркировка будет подтверждать только легальность ввоза в страну канистры, но не состав ее содержимого.