Водителей хотят поделить на любителей и профессионалов через 2 года
Минтранс предлагает поделить водителей на любителей – тех, кто водит машину для «себя» и профессионалов – тех, кто работает по найму или в качестве ИП. К ним относятся водители общественного транспорта, такси, грузовых тягачей. По прогнозам, инициатива ведомства обойдется в 1.6 млрд. руб., и она затронет не только тех, кто только задумывается об управлении машиной, но и тех, кто уже получил права.
Для любителей процесс получения документа существенно упростится: из учебного процесса будут исключены дисциплины, не связанные с непосредственной безопасностью движения на дороге: порядок перевозки грузов, организация таксомоторных перевозок, заключение договора фрахтования и т.д. За счет этого начинающие водители смогут сэкономить до 1.43 млрд. руб. в год.
Так как в законе «Об образовании» нет дифференциации на любителей и профессионалов, поэтому любителей хотят ввести из-под его действия. При этом они также будут получать права категорий B, C, D и т. д., сдавать экзамены в ГИБДД.
Чтобы с подобными правами перейти в разряд профессионалов, Минтранс предлагает пройти курсы повышения квалификации. В частности, обучиться вождению в экстремальных ситуациях, «сочлененного и двухэтажного автобуса», узнать основы обеспечения безопасности при перевозке пассажиров и грузов. По оценке ведомства, цена курсов варьируется от 2,7 тыс. до 12,3 тыс. руб. Общие затраты отрасли оценены в 1,66 млрд. руб. По их окончании водитель получит свидетельство о профессии, действующее 5 лет, при этом сдавать экзамен в ГИБДД не потребуется.
Компаниям, использующих водителей по найму, ИП и юридическим лицам запретят нанимать на работу водителей без данного свидетельства. Нарушение будет караться штрафом, размер которого пока не определен. Исключение составит найм водителей на работу в пожарную охрану, скорую помощь, аварийную службу и в армию – так новая «корочка» об образовании не потребуется.
В связи с масштабностью инициативы, ее внедрение Минтранс предлагает отложить на 2 года. Она коснется более 1,3 млн человек, ежегодно получающих права, из них 1 млн — категории B, 117 тыс.— категории С, 44,9 тыс.— категории D. Еще через 2 года новые правила начнут распространяться и на водителей с действующими правами — им также надо будет пройти переподготовку.