Вступили в силу новые правила движения большегрузов
Первого марта 2024 г. на территории Российской Федерации начали действовать новые правила в отношении крупногабаритных и/или тяжеловесных транспортных средств. Соответствующее постановление под номером 2060 было принято еще в декабре прошлого года (Постановление Правительства РФ №2060), а позже были внесены поправки в ФЗ 257. Данные изменения ПДД и сопутствующих процедур имеют большое значение как для перевозчиков со статусом ИП, так и для юридических лиц.
Изменения касаются разрешенной массы и нагрузки на одну ось и группу осей, а также габаритов грузовой и прочей техники. Кроме того, дополненный закон определяет процедуру получения спецдопуска на движение, куда входит согласование движения по маршруту и стоимости выплат при возмещении ущерба, правила проезда техники сельскохозяйственного назначения с прицепной техникой и другие важные моменты.
Новые правила были оформлены, во-первых, как существенные поправки в Федеральный закон 257 «О дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» (Федеральный закон №257-ФЗ).
Прежде всего, речь идет о статье 31, касающейся движения тяжеловесных и/или крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам и перевозки грузов с крупными габаритами и большой массой. Теперь они будут работать в подкрепление вышеупомянутого постановления под номером 2060. Именно эти правила станут главными нормативными требованиями для негабаритных типов перевозок.
Во-вторых, нововведения отменяют действие предыдущих двух постановлений правительства – под номером 76 от 31 января 2020 г. и номер 1218 от 4 августа того же года. Данные два постановления касались правил по возмещению ущерба от транспортных средств из класса тяжеловесов.
Кроме того, новое законодательство отличается наличием важных юридических понятий, определяемых как правила движения тяжеловесных и/или крупногабаритных транспортных средств, а также объединяет в себе нормативы, которые ранее были прописаны сразу в нескольких разных документах. К ним относятся приказ, принятый ранее Министерством транспорта, под номером 410, о процедуре выдачи лицензий на негабаритные перевозки и постановление 67 правительства РФ, где пояснялись правила возмещения вреда и проведения расчетов в отношении тяжеловесных грузовиков. Кроме того, новый закон расширяет и поясняет разрешенные параметры веса и габарита для разных видов ТС, которые до этого были установлены в дополнениях к правительственному постановлению 2200 (Постановлению Правительства №2200 от 21.12.20 г.) от 21 декабря 2020 года. Следует подчеркнуть, что последний документ сохраняет свою юридическую силу.
В рамках принятия нововведений Министерство транспорта также подписано Приказ 238 (Приказ Минтранса РФ №238) об отмене более ранних постановлений этого же органа под номером 90 и 418. В них (до принятия дополненного закона) были прописаны правила для получения специальных разрешений на проезд негабаритных ТС и порядок определения маршрутов.
Как подчеркивают юристы-консультанты, с момента принятия нового закона выдачу разрешений будут регулировать не приказы Министерства транспорта, а постановление правительства РФ под номером 2060. Оно же устанавливает правила для движения негабаритных грузовиков и других видов транспорта, а также тяжеловесов. Необходимость отдельных указов существовала только, пока не было специального законодательства. Одновременно прекращается действие экспериментального режима постоянных маршрутов для рассматриваемых типов ТС.
Аналитики также резюмировали главные изменения, которые появятся в секторе после начала действия нового закона.
Прежде всего, все виды прицепов теперь можно будет легализовать, для чего необходимо обозначить на такой технике копию номера регистрации тягача. При этом разрешения будут выписываться не на транспортное средство как таковое, а на запрашиваемые габариты (по длине, высоте и ширине). Это значит, что, получив одно разрешение, перевозчики смогут эксплуатировать на его основе разные транспортные средства, от комбайнов и тракторов до прицепов и самоходной техники.
Другое ключевое изменение касается района передвижения такой техники. Если маршрут проходит в границах одного муниципального образования, разрешение будет действовать 3 квартала, а если на большей территории, то полгода.
Приятной новостью для перевозочных компаний станет предоставление всех услуг в формате «одно окно». Компании будут создавать личный кабинет в системе, где смогут увидеть всю информацию о запланированных маршрутах и данные о технике. В этот же личный кабинет в электронном виде будут присылаться разрешения, а срок их выдачи сократится и составит от 3 часов до 5 дней.
Наконец, больше не надо будет вручную с личным присутствием согласовывать расчет ущерба и другие процедуры, в том числе с ГИБДД и оператором трасс.
Как отмечают аналитики, участники рынка ожидают устойчивую работу новой выдачи разрешений и остальных нововведений, без каких-либо сбоев.