


Автоперевозчиков ждут масштабные финансовые проверки

Федеральная налоговая служба России приступает к проверкам правильности уплаты налогов транспортными и логистическими компаниями. Проверки решено провести по инициативе общественных организаций, которые пожаловались на большое количество нелегальных схем работы в этом секторе.
Проверки перевозчиков уже начались. В конце прошлого месяца контрольные мероприятия стартовали в Нижегородской и Свердловской областях.
Размер финансовых нарушений на таком «сером рынке» оценивается в более 900 миллиардов рублей в год. В частности, указывается на то, что немалая часть заработной платы по-прежнему выплачивается «в конвертах», имеет место неоплата при проезде по трассам, подключенным к системе «Платон», а также незаконное получение возмещений НДС.
Представители компаний-участников сектора сомневаются в том, что такие проверки помогут устранить нелегальные схемы. Они указывают, что улучшению ситуации способствовало бы снижение страховых выплат и ставки НДС.
Рассмотрим подробнее нарушения в секторе автомобильных грузоперевозок.
Общественная организация ОПИ («Общественная потребительская инициатива») вместе с представителями ассоциации АвтоГрузЭкс и другими участниками сектора к перечисленным выше нарушениям добавляют занижение страховые взносов, нерегистрация переработок и неправильное оформление трудовых договоров. Также указывается на нередкое отсутствие прохождения обязательных медосмотров и, наконец, утаивание несчастных случаев на работе.
По статистике, собранной ассоциация автоперевозчиков АвтоГрузЭкс, занижают налоговые выплаты и используют серые схемы «оптимизации» затрат свыше 60% автоперевозчиков. Только из-за серых зарплатных схем несобранные налоги в бюджет оцениваются примерно в 300 млрд. рублей. Потери бюджета из-за неправильного возмещения НДС и уклонения от оплаты в систему «Платон» достигают еще 500 и 120 миллиардов рублей ежегодно.
Помимо непосредственного указания в официальной отчетности заниженного уровня заработной платы, перевозчики иногда просто не оформляют водителей и других сотрудников в штат. В частности, часть водителей официально имеют статус трудоустройства как малые и средние предприниматели, благодаря чему получают льготы на уплату соцналога в 50%. Масштаб таких махинаций легко проследить, если сравнить число штатных сотрудников транспортно-логистических компаний и транспортные средства в собственности таких компаний.
Другие нарушения включают оплату труда водителей топливом и завышение нормативов по расходу дизеля.
Что касается махинаций с налогами, точнее НДС, одним из распространенных нарушений стала практика покупки так называемого «бумажного НДС». При такой схеме перевозчик якобы платит за товары и услуги контрагентов, хотя в реальности покупки не происходит.
Другая серая схема предусматривает регистрацию двух юрлиц, с упрошенной и общей схемой налогообложения. Через юридической лицо с общей схемой налогообложения проводятся все расходы, где есть уплата налога на добавленную стоимость, а по упрощенке идут все другие затраты. Это дает высокий уровень возмещения НДС. Наконец, почти 80% компаний сектора вовсе освобождены от налога на добавленную стоимость, так как работают по патентной схеме или по упрощенке. При этом заказчики по-прежнему получают возмещение НДС через экспедиторов-посредников. Вовремя выявить все такие схемы для налоговиков практически нереально.
Что касается уклонения от оплаты за проезд по системе «Платон», здесь используются средства глушения устройств ГЛОНАСС и скрытие номерных знаков. Некоторые водители просто объезжают пункты взимания платы. Часто выходило выгоднее заплатить 5000 рублей штрафа, чем полностью оплачивать проезд.
Выявлению всех этих нелегальных схем помогут проверки головных компаний, которые занижают налоговую базы и рентабельность. Сложнее будет «отловить» контрагентов, особенно если они не используют прямых контрактов с клиентами.
Наиболее эффективным выходом из сложившейся ситуации может стать цифровизация сектора автомобильных грузоперевозок. При создании общего реестра перевозчиков можно будет проследить такие параметры, как число сотрудников компаний и размер автопарка, а также расходы с НДС обложением, выручку и многие другие показатели.
Другим шагом для обеления сектора стала бы электронная транспортная накладна. Наконец, важную роль сыграло бы уменьшение ставок страховых взносов.