Как беспилотные фуры меняют рынок грузоперевозок
В текущем году на федеральной трассе М-11, известной как Нева, работают больше 40 беспилотных тягачей. Ожидается, что к концу 2024 г. они перевезут грузы объемом 390 тыс. куб. метров по сравнению с 80 тыс. годом ранее. Но главным достижением можно назвать заметное сокращение времени доставки: сразу в 2 раза, до 1,5 суток вместо трех, на маршруте Москва-Санкт-Петербург.
Как отмечают в Министерстве транспорта, полученные результаты задействования фур-беспилотников для грузоперевозок дают основания для уверенного оптимизма. Такие тягачи можно эксплуатировать круглые сутки безе перерывов, так как им не требуется соблюдение режима труда и отдыха. Кроме того, беспилотные грузовики помогают бороться с кадровым дефицитом в секторе грузоперевозок.
Стоит отметить, что расходы на водителя-дальнобойщика для компаний, занимающихся грузоперевозками, увеличились в 2 раза в 2024 г. относительно 2023 года. Только в октябре текущего года зарплата дальнобойщиков была повышена примерно на 30% относительно аналогичного периода прошлого года, до 207 600 рублей. Так что по скорости роста зарплат водители этой категории вошли в число 30 профессий в стране с самым заметным ростом оплаты труда.
Перевозочным компаниям ничего не остается, как повышать зарплаты водителям, чтобы удержать кадры. Без должной индексации заработной платы удержать ценных сотрудников очень непросто. Искать новых водителей тоже рискованная стратегия, так как не все новички смогут удержаться на своей позиции и успешно работать долгое время. В итоге приходится искать новых водителей, что обходится еще дороже.
А ведь еще несколько лет назад было трудно представить, что дальнобойщики войдут в число наиболее востребованных специалистов. Кроме высокой зарплаты они получают целый ряд других бонусов, включая комфортные условия труда и отдыха, медицинские страховки, компенсации при выполнении дополнительных работ, таких как разгрузка или погрузка. Даже в случае простоя транспортного средства водители не теряют деньги.
Беспилотник не попросит прибавки жалования
Уже в первом квартале следующего года на трассе Нева (М-11) будет работать 93 беспилотных фуры, а на данный момент в тестовом режиме курсируют 43 автономных большегруза. Правда пока что в большинстве из них, на водительском месте остается профессиональный водитель, выполняющий контрольные функции.
Для работы беспилотных фур, как и других беспилотных транспортных средств, применяются алгоритмы искусственного интеллекта (ИИ). При возникновении опасных ситуация машина сама сообщает об этом оператору (человеку) и просчитывает возможные варианты развития событий. При этом скорость реакции у машины, конечно, заметно выше, чем у человека-водителя.
Разработчики данной техники сообщают, что беспилотные тягачи уже умеют самостоятельно перестраиваться, совершат обгон и тормозить. Кроме того, работают системы очистки датчиков, что очень важно с учетом погодных условий в России. Для работы беспилотных фур уже оцифрована инфраструктура трассы М-11, и работа в этом направлении, по другим магистралям, продолжается.
Еще немного интересной статистики
Общая протяженность российских автомобильных дорог превышает полтора миллиона километров. Грузовик с одним дальнобойщиком проезжает около 600 километров в день, а фура со вторым водителем-сменщиком может преодолеть около 1000 километров в сутки. В то же время беспилотная фура в сутки может проехать около 1700-1800 километров на скорости около 80-90 км/ч, без остановок на сон и отдых. Один оператор, который управляет беспилотными грузовиками удаленно, может следить за разным количеством грузовиков, от 10 до 100. Сами операторы могут меняться в течение суток.
В прошлом году тягачи под управлением искусственного интеллекта перевезли грузы объемом около 80 тысяч куб. м., а на этот год запланировано перевести 390 тысяч куб. м. грузов. В дальнейшем эти цифры будут только расти.