Единый реестр автоперевозчиков РФ: разбираем преимущества и минусы
В прессе уже не раз сообщалось о появлении в России единого электронного реестра автоперевозчиков. Эта система должна заработать в самом начале весны 2025 г. Она призвана обеспечить эффективный контроль за сектором и обработку транспортных потоков.
В этой статье мы рассмотрим прогнозы экспертов о том, какие преимущества может нести в себе эта система.
Единый реестр, который будут носить название ГосЛог, будет содержать информацию о перевозчиках, как индивидуальных предпринимателях, так и компаниях, а также о транспортных средствах с массой более 3,5 тонн. Эта информация будет включать не только данные владельцев и ответственных лиц, которые занимаются безопасностью движения, но и сведения, подтверждающие профессиональные навыки сотрудников. Также будет необходимо указывать данные о грузе и сумму страхового покрытия.
Без регистрации в этой системе перевозчики не будут иметь права заниматься бизнесом по перевозке грузов.
Авторы проекта считают, что после отмены лицензирования в стране произошел заметный рост аварий с участием грузовиков. Сейчас уведомление о занятии грузоперевозками является добровольным, и лишь пятая часть перевозчиков делает это. Как следствие, наибольшая часть сегмента остается без контроля.
Между тем, контроль за рынком перевозок крайне необходим на фоне роста популярности этого вида перевозок, что связано с повышением качества дорог в стране. Все больше собственников транспортных компаний предпочитают перевозки именно по автомобильным дорогам, а не по водным путям или железнодорожной сети.
Явным преимуществом для госбюджета будет сокращение участников рынка, которые уклоняются от уплаты налогов. На сегодня их доля оценивается более чем в половину всего рынка. Согласно расчетам, единый реестр обеспечит поступление в бюджет дополнительных налоговых сборов в размере около 0,5 триллиона рублей в год.
Другим плюсом новой системы должно стать появление бесшовной логистики в сегменте грузоперевозок. На практике это означает использование электронных навигационных пломб с данными о местоположении ТС и электронный обмен документами с другими странами. Это, прежде всего, государства-члены БРИКС и ЕврАзЭС.
Наконец, должны быть запущены цифровые порталы для заказа перевозки грузов, услуг электронной коммерции и логистических услуг.
Помимо повышения безопасности на дорогах и устранения с рынка недобросовестных конкурентов, единый реестр поможет оптимизировать маршруты перевозок.
Специалисты поясняют, что в настоящее время на российском рынке грузовых перевозок много компаний, занимающихся демпингованием путем уклонения от уплаты налогов и прочей «оптимизации». А добросовестные участники рынка оказываются в несправедливых условиях конкурентной борьбы.
Между тем, после запуска реестра будет разработана удобная цифровая платформа, где можно будет заказать грузоперевозки и другие логистические услуги. Она повысит доступность таких услуг и улучшит конкурентоспособность сектора, а главное заметно упростит взаимодействие перевозчиков и клиентов.
Аналитики также отмечают, что в прошлом году себестоимость грузоперевозок по автомобильным дорогам повысилась на треть ввиду роста цен на топливо и расходов за приобретение и техобслуживание грузовиков. Продолжают увеличиваться и затраты на оплату труда водителей и другого персонала. Как следствие, у компаний не остается достаточно возможностей для инвестиций в развитие бизнеса и новую технику. Средний возраст грузовиков в стране уже превышает 18 лет.
Другим важным плюсом после введения единого реестра, как ожидается, должно стать решение проблемы с нехваткой квалифицированных водителей. Компании могут отойти от практики оформлять своих сотрудников как самозанятых или ИП. Дальнобойщики получат доступ к ДМС, а власти помогут с организацией качественных мест для стоянки и отдыха.
Главным же риском нового реестра, который отмечают некоторые аналитики, является удаление компаний из него в случае нарушений установленных правил. Возможно, эта функция будет возложена на Министерство внутренних дел и Министерство транспорта.