


Кадровый дефицит в российской логистической отрасли превысил полмиллиона

В российском транспортно-логистическом секторе усиливается нехватка кадров, и такая тенденция наблюдается в течение всего года. Не хватает специалистов и работников самых разных квалификаций, от дизайнеров и бухгалтеров до грузчиков.
Общее количество незакрытых вакансий в этой сфере составляет около 700 тысяч. Основная часть компаний отрасли находится в поиске линейного персонала и специалистов по продажам. На сегодня так называемые синие воротнички занимают второе место по росту числа вакансий.
Отдельно стоит рассказать о том, как нелегко найти различный домашний персонал. Здесь коэффициент вакансий к резюме упал до 0,9, то есть на 9 вакансий приходит одно резюме. Аналогичным образом обстоят дела с вакансиями юристов, страховщиков и экспертов по логистике, где соотношение вакансий к резюме равно около 0,8.
Немного иная статистика с рабочим персоналам, в туристической отрасли и в сфере бухучета и финансов, где соответствующие показатели оцениваются в 0,6-0,5. По вакансиям в медицине и спортивном отрасли коэффициенты составляют 0,3 и 0,1, соответственно.
Аналитики изучили данные по более 170 специальностям на основных рекрутинговых порталах и выяснили, что более высокие темпы роста числа вакансий относительно соответствующих резюме с января по начало лето этого года наблюдались по 2/3 позиций. По 50 процентам позиций количество резюме на платформах было меньше, чем количество предложений о трудоустройстве. Это само по себе уже свидетельствует о серьезном дефиците кадров. Кроме того, почти по 40% специальностей на три вакансии приходилось лишь одно резюме соискателя. Такое соотношение является исключительно низким и говорит о том, что у кадровиков практически нет выбора. Зато выбор есть у соискателей, которые могут найти работодателя с наиболее удобной доступностью площадок в территориальном плане и комфортным графиком работы.
На фоне такого общего кадрового дефицита выделяется серьезная ситуация в сфере розничной торговли. Здесь за один год коэффициент вакансий к резюме снизился до 0,3, то есть одно резюме на три открытые позиции. Это означает сокращение данного показателя на целых 36%. В страховой сфере соотношение упало с 1,2 до 0,8, то есть более чем на 30%, в сегменте продаж и логистики снижение коэффициента составило 23% и 28%, с 0,5 до 0,4 и с 0,9 до 0,7, соответственно. Аналогичная картина наблюдается и в сервисном сегменте, где соотношение резюме и вакансий упало с 1,3 до 0,9, то есть на треть.
Такая ситуация уходит корнями в 90-е годы прошлого века, когда в стране наблюдался демографический кризис. Он привел к тому, что на сегодня значительно уменьшилось число граждан трудоспособного возраста. А для специалистов из-за рубежа наш рынок стал менее привлекательным по причине динамики валютных курсов, инфляции и не только. В результате мы стали свидетелями оттока иностранной рабочей силы.
Согласно данным от Первой экспедиционной компании («ПЭК»), с начало января до июня 2024 г. количество открытых позиций возросло на 5%, а вот число откликов на них упало на 15%. Теперь на закрытие вакансии в среднем уходит целых 25 дней, что на 14 дней больше, чем ранее. В антирейтинг городов, где наиболее сложно найти специалистов, попали Воронеж, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Курган, Екатеринбург и Барнаул.
Другая негативная тенденция – повышение затрат на размещение вакансии и поиск кандидатов, на 15% за первое полугодие этого года относительно такого же периода 2023 года. В результате работодатели согласны уже брать на работу людей без опыта и проводить обучение с нуля.
Еще немного статистики о наиболее востребованных специальностях. На первом месте с количеством вакансий более 1 миллион находятся специалисты по продажам и рабочие. Число открытых позиций в производственной сфере, включая обслуживание оборудования, превышает 730 тысяч. Замыкают группу лидеров позиции в сфере недвижимости и строительства, а также логистики, где число вакансий составляет около 710 и 705 тысяч.