


Как белорусские каботажные перевозки изменят рынок грузоперевозок

Уже в следующем году в России будут разрешены каботажные перевозки для фур из Республики Беларусь. Напомним, что под каботажем имеются в виду грузоперевозки по автомобильным дорогам, которые перевозчики из других стран будут выполнять на территории РФ, начиная с погрузки и заканчивая выгрузкой. До сих пор на территории Российской Федерации такой бизнес был под запретом, но ситуация изменится уже в первый день весны следующего года. Кроме белорусских компаний, заниматься каботажем в России смогут перевозчики из других стран ЕАЭС. Все они получат право не только доставлять грузы в одну сторону, но и по пути обратно выполнять несколько доставок внутри России.
Немного предыстории
Перевозчики из Республики Беларусь ждут разрешения на выполнение каботажных перевозок уже не первый год. Предоставление им такой возможности обсуждалось еще в конце 2022 г. Интерес к этому сегменту неудивителен. По некоторым расчетам, после получения разрешения на каботаж, белорусские компании смогут повысить выручку от экспорта грузовых услуг на 4% и более.
Дополнительным плюсом может стать изменение российского законодательства на более высоком международном уровне. Например, рассматривается возможность снижения топливных сборов для перевозчиков, занятых в сегменте каботажных и международных перевозок. А значит доходы последних могут быть еще выше.
В то же время для белорусских компаний остаются такие сложности, как оформление в российских портах. До сих пор провести эту операцию можно только через резидентов РФ, что оборачивается дополнительными затратами.
Какие возможности открывает цифровизация
Осенью этого года РФ и РБ заключили сразу несколько соглашений о сотрудничестве в транспортной сфере с использованием научных инноваций. Все они нацелены на повышение качества транспортных услуг, сбалансированное развитие транспортных услуг и логистической инфраструктуры в целом. Наконец, подписанные соглашения предусматривают улучшение дорог РФ и РБ как союзного государства.
Однако главным достижением недавних месяцев можно назвать то, что на межгосударственный уровень вышли вопросы автоматизации и цифровизации грузоперевозок. Именно недостаточная цифровизация бизнес-процессов в сегменте грузоперевозок была названа основной причиной, мешающей развитию сегмента. Об этом шла речь на заседании делового совета Беларуси и России.
До конца 2024 г. индивидуальные предприниматели из Беларуси должны получить электронную цифровую подпись, а для перевозки некоторых видов грузов уже сейчас требуется электронная накладная. С 1 декабря 2024 г. к таким грузам добавили более 30 наименований, включая кондитерские изделия и молочную продукцию, обувь и бытовую технику.
Азиатский фактор
Одновременно на рынке отмечается стремительное развитие сотрудничества с КНР. В начале осени этого года китайские транспортные компании сообщали, что рабочая квота по грузоперевозкам в РФ нужна на уровне 20 000 разрешений. Пока же квота составляет 10 000 разрешений.
Экспорт продукции из Республики Беларусь по маршрутам на восток также существенно вырос, более чем в 20 раз с 2021 г. И потенциал такого роста еще не исчерпан.
На фоне такого развития событий в очередной раз стали звучать инициативы о введении безразрешительной системы перевозки грузов. Это уменьшило бы расходы на поставки и привело бы к росту рентабельности грузоперевозок. Возможность такой системы уже обсуждается с представителями Катара и Пакистана, Армении, Узбекистана, ОАЭ и других стран.
Развитие ситуации на границах с Евросоюзом
Объемы грузоперевозок с ЕС уменьшились. При этом ситуация с очередями на наземных погранпереходах у границ Евросоюза не показала заметного улучшения. По-прежнему большегрузам приходится ждать прохождения границы около 5-10 дней. Таможенники говорят, что устранить эту проблему за счет усилий только со стороны белорусских служб не получится. Хотя меры со стороны республики принимаются, в том числе идет оборудование удобных мест ожидания с магазинами и туалетами.
Улучшить ситуацию призвана система электронной очереди, которая уже работает на КПП Козловичи. Аналогичную систему электронной записи ввела Литва, которая заработала в этом месяце и является обязательной для всех большегрузов, которые следуют из Литвы через РБ ил РФ.
Пока на этом направлении по грузоперевозкам наблюдается определенное затишье, у каботажных перевозок белорусскими компаниями имеется время для развития и занятия своей ниши.