Количество камер на российских дорогах не уменьшается после введения новых требований
В России осенью текущего года вступили в силу новые требования к размещению камер фото- и видеофиксации. Однако количество камер на российских трассах не уменьшилось, как прогнозировалось многими аналитиками.
Хотя в некоторых городах и областях камер стало меньше, общее их число в стране практически не изменилось за счет увеличения количества камер в других районах, а некоторые комплексы фиксации были просто переустановлены на другие места, чтобы не нарушать новые требования.
Сейчас на дорогах России функционируют примерно полсотни тысячи камер для фиксации нарушений правил дорожного движения. Такие данные отражены на интернет-портале ГАИ, где на регулярной основе обновляется информация о местах расположения камер, в том числе устройств, которые не используются для выписывания штрафов за нарушения, и муляжей.
Напомним, что изменения в законодательной базе о камерах на дорогах действуют с 1 сентября этого года. Теперь в ней прописаны ясные параметры требований к таким устройствам. Например, запрещено устанавливать камеры контроля скоростного режима в населенных пунктах на расстоянии ближе километра друг от друга. За городом же дистанция между такими камерами должны быть минимум 5 километров, за исключением опасных отрезков дорог и перекрестков, на которых в год фиксируется от четырех аварий.
Другой критерий касается работы разных типов устройств, например мобильных и стационарных, для фиксации одних и тех же нарушений. Такие камеры не должны иметь общие участки контроля нарушений.
Еще одно важное изменение: в населенных пунктах зона контроля не может начинаться менее чем через 100 метров после знака «начало населенного пункта».
Как изменилось число камер на российских дорогах
Вернемся к изменению количества камер фото- и видеофиксации на дорогах. По данным на конец августа этого года, в Карачаево-Черкесии число камер насчитывало 105 единиц, а в конце октября сократилось до 98. В Кабардино-Балкарии функционировала 369 таких устройств, а за 2 месяца это число уменьшилось до 349.
Аналогичное уменьшение камер отмечено в Иркутской области (до 336 против 351) и Калужской области (248 камер вместо 254). Более заметно количество видеокамер уменьшилось на дорогах Ростовской и Тульской областей, с 272 и 232 единиц до 235 и 197 соответственно.
В то же время в целом ряде других регионов страны число камер с начала сентября по конец октября 2024 г. увеличилось: до 248 против 239 камер в Мордовии, до 172 против 166 в Чеченской республике и сразу до 443 камер вместо 348 устройств в Вологодской области. Аналогичное увеличение произошло в Новосибирской и Челябинской областях. В других же регионах количество комплексов фото- и видеофиксации практически не изменилось.
Отдельно следует сказать о перемещении части камер для выполнения новых законодательных требований.
Так, в Подмосковье были переустановлены на новые локации более 50 стационарных комплексов видео фиксации нарушений ПДД, а в столице России были изменены места работы 152 камер. Аналогичные мероприятия были проведены в Якутии и Башкирии, Республике Татарстан, Свердловской области и некоторых других регионах России.
Муляжи и отключенные камеры тоже важны
Помимо реальных и работающих камер, на российских дорогах можно встретить немало отключенных устройств и просто муляжей. По мнению экспертов из Всероссийского общества автомобилистов, такое оборудование, хоть и не приносит прибыль в виде штрафов, тоже выполняет важную роль. Оно помогает снизить число нарушений и, как следствие, аварий, так как представляют собой эффективный способ профилактики. Например, навигаторы часто предупреждают водителей о камерах на дорогах, где их давно уже нет, и водители снижают скорость.
Гораздо хуже, когда водители не знают о работающих камерах. В таких ситуациях не работает механизм предотвращения нарушений, которых иначе могло бы не быть. Ведь важнее предотвратить аварию, чем выписывать штрафы.