Новые правила для грузоперевозок – шаг к повышению профессионализма в секторе?
Госдума одобрила, пока в первом чтении, законопроект об изменениях в сфере коммерческих грузоперевозок. Он предусматривает, что работать на этом рынке теперь смогут только перевозчики, входящие в реестр уведомлений о грузоперевозках. Речь идет о законопроекте под номером 647526-8. Его авторы уверены, что отсутствие лицензирования в сегменте перевозок грузов привело к снижению общего контроля за этим направлением бизнеса. Введение требования о включении в реестр позволит повысить дисциплину среди предпринимателей, устранить серые схемы работы и уменьшить так называемый теневой сегмент. Однако участники сектора и аналитики высказывают сомнения в эффективности и обоснованности таких новых требований.
Напомним, что актуальная законодательная база по лицензированию в Российской Федерации действует с начала 2021 г. Однако грузоперевозки не входят в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Среди других возражений против новых требований отмечается, что для уменьшения теневых операций в сегменте грузоперевозок уже введены и работают другие механизмы.
Так, в начале 2022 г. начала функционировать ГИС ЭПД, что расшифровывается как «государственная информационная система электронных перевозочных документов». Она была введена для более простого документооборота и повышения контроля над игроками сектора. Сначала эта система работала в тестовом режиме, но уже с текущего года, согласно поэтапному плану Министерства транспорта, все виды грузоперевозок должны переходить на ЭПД. Это ли не решает проблему с серым бизнесом?
Именно такая полная цифровизация грузоперевозок является решением проблем, о которых говорят авторы закона о реестре. ЭПД предусматривает действие электронной регистрации, хранение и отслеживание данных, а также обмен информацией по грузам, маршрутам движения, транспортных средствах и самим перевозчикам. Все стороны, которые участвуют в таком обмене, обязаны передавать данные о перевозках в указанную информационную систему. А это и грузоотправители с грузополучателями, и перевозчики вместе с логистическими компаниями.
Спрашивается, зачем тогда вообще понадобилось вводить еще и требования о реестре? Они не сделают рынок более белым, и лазейки для серых схем найдутся.
Одним из аргументов разработчиков законопроекта были требования к финансовой состоятельности. В частности, перевозчики, у которых есть долги перед бюджетом, не могут быть включены в реестр. И уже включенные в реестр могут исключаться из него за задолженность.
Это сразу поднимает новые вопросы. Как и каким органом будет контролироваться наличие долгов и приниматься решение об исключении компаний из реестра? И о какой задолженности идет речь? Например, в госзакупках запрещено участвовать компаниям с долгами более четверти от балансовой стоимости их активов. А для грузоперевозчиков, получается, на сегодня предлагается запрет на любую задолженность? Если это так, то такие требования не соответствуют справедливому рыночному регулированию. Ведь для бизнеса в секторе грузоперевозок компании приобретают грузовую технику в кредит или лизинг. Получается, что исключенным из реестра перевозчикам ничего не останется, как придумывать серые схемы.
Другое требование для включения в реестр – отсутствие судимости (неснятой или непогашенной) за нарушения в области безопасности дорожного движения, экономической деятельности или трудового законодательства. Якобы это должно повысить профнадежность перевозочных компаний. Но в законопроекте не дается пояснений о возможных обстоятельствах таких нарушений и не указывается, что отсутствие судимости касается только руководящих сотрудников при исполнении обязанностей. Иначе, возможно толкование, что при аварии руководителя на его личном легковом автомобиле, перевозочная компания будет исключена из реестра.
Это лишь малая часть недочетов и недоработок, которые эксперты видят в законопроекте. Среди них требование о работе штатного специалиста по БДД, зависимость участников реестра от онлайн-платформы ГосЛог, которая еще не работает и даже не создана. Также возникают вопросы о грузовых беспилотных машинах. Как они будут включаться в реестр?
Наконец, авторы законопроекта и те, кто его поддерживает в правительстве, не учитывают возможные негативные последствия для экономики. На сегодня у грузоперевозчиков уже достаточно сложностей, от дефицита кадров и подорожания техники до проблем с логистикой. В конечном итоге, недоработанный закон может сказаться на конечных потребителях, которые ждут доставки товаров массового потребления, и привести к росту стоимости товаров и услуг.