


Обязательная установка ГЛОНАСС на ТС лесной отрасли: ключевые моменты

С нового 2025 года компании, которые ведут бизнес в секторе лесозаготовки, будут обязаны устанавливать на свои транспортные средства спутниковую систему ГЛОНАСС. Новые правила вводятся в постановлении от 25 августа еще прошлого года (номер 1378) и касаются техники, которая используется для лесотранспортировки, лесозаготовки и лесопожарных работ. Все данные с таких ТС через платформу «ЭРА-ГЛОНАСС» будут поступать в ФГИС ЛК (федеральная государственная информационная система лесного комплекса).
Кого касаются нововведения
Прежде всего, речь идет о юрлицах. Однако требования также касаются ИП, ведущих деятельность в указанной сфере, и частных лиц, которые владеют земельными участками, где идет эксплуатация лесопожарной техники или вырубка леса. Наконец, новые правила распространяются на государственные структуры и компании, ответственные за охрану лесных ресурсов и управление такими ресурсами. Им тоже придется устанавливать оборудование спутниковой системы и выполнять все требования.
На какие транспортные средства требуется установка оборудования ГЛОНАСС
1. Лесозаготовительная техника
В данную категорию входят краны на колесном или гусеничном ходу, которые работают на разгрузке и погрузке лесоматериалов. Также к такой технике относятся колесные тракторы, задействованные на лесозаготовке или транспортировке оборудования. Наконец, лесозаготовительной техникой являются электропогрузчики и автопогрузчики, которые работают на месте переработки или на складах и необходимы для манипуляций с древесиной.
На эти ТС следует установить трекеры в целях отслеживания их использования и точного местоположения.
2. Лесотранспортная техника
К таким ТС относится любой автомобильный транспорт для перевозки древесины, например, автопоезда и грузовики.
3. Лесопожарная техника
В третью категорию входят лесопожарные патрульные транспортные средства, которые ведут мониторинг лесных пожаров, а также автоцистерны для доставки воды и прочих средств тушения пожаров.
Сюда относятся и тракторы, используемые для создания противопожарных полос и в ходе других профилактических мероприятий.
Какие данные и как часто будут передаваться регулирующим органам
Общее число передаваемых типов данных составит более 10, в том числе номер и категория самого транспортного средства и скорость, с которой он двигается, тип топлива и статус тревожной кнопки (вкл. или выкл.). Также можно будет отследить, был ли вскрыт корпус АСН.
Частота передачи информации будет определяться статусом техники. Например, данные могут передаваться каждые 5 километров или каждые 15 минут, если ТС движется, или раз в 2 часа, если ТС находится на стоянке.
Передача может быть временно приостановлена при отсутствии мобильной интернет-сети. В такие периоды, например, когда на отдаленном лесном участке не будет связи, данные будут записываться на внутреннюю память и отправятся на сервер, как только появится связь.
Все данные будут хранится у регуляторов в течение 3 лет.
Штрафы за несоблюдение новых правил
При невыполнении требований предусмотрены различные суммы штрафов.
Юридические лица могут быть оштрафованы на сумму от 200 тыс. до 400 тыс. руб. при первом нарушении и на сумму до полумиллиона рублей при повторном нарушении. Также возможна конфискация и транспортной техники, и древесины.
Штраф для должностных лиц установлен на уровне 20-40 тыс. руб. за первое нарушение и 40-50 руб. за повторное нарушение, также с возможностью конфискации ТС и древесины.
Наконец, штрафы для индивидуальных предпринимателей составят 100-200 тысяч рублей или 200-300 тысяч рублей за первое и повторное нарушение, соответственно, с потенциальной конфискацией транспортного средства и древесины.
Есть ли надежда, что требование по ГЛОНАСС мониторингу в лесной отрасли отложат или отменят?
Изначально, согласно первой редакции федерального закона, федеральная государственная информационная система лесного комплекса должна была быть запущена еще в самом начале 2023 г. Но затем ее введение было отложено. В этот раз вероятность переноса вступления в силу требований по мониторингу очень мала.
С другой стороны, по данным за прошлый год, в секторе перевозки пиломатериалов и древесины работало более 150 тыс. машин. Очевидно, что установить оборудование ГЛОНАСС на все эти ТС до начала следующего года будет сложно, особенно с учетом нехватки такого оборудования у производителей. В этой связи можно ожидать каких-либо послаблений со стороны правительства.