


Основные направления модернизации транспортной инфраструктуры в рамках новой Стратегии

В Российской Федерации идет реализация Стратегии пространственного развития, которая была утверждена федеральным правительством и рассчитана до 2030 г. официальное распоряжение по данной стратегии было подписано председателем правительства РФ еще в конце декабря прошлого года. Дополнительно к данной программе создан прогноз развития до 2036 г.
Стратегии пространственного развития содержит конкретные задания для создания сбалансированной системы пространственного развития, которые будут способствовать реализации нацпрограмм и целей, включая развитие населенных пунктов и связанной инфраструктуры, экономического каркаса и не только. Отдельно в стратегии прописаны задачи по развитию российской транспортной инфраструктуры, и этому блоку будет посвящена наша статья.
Основные цели Стратегии пространственного развития
Рассматриваемая стратегия является частью целой системы документов по стратегическому планированию и нацелена на выполнение национальных задач с учетом существующих вызовов, тенденций и возможностей. В расчет также принимаются действующие бюджетные ограничения. Выполнение созданной стратегии позволит устранить отрицательные тренды пространственного развития и задействовать имеющийся потенциал, в том числе эффективное освоение ресурсов.
Кроме того, в Стратегии прописаны четкие приоритеты, на которые следует сконцентрировать ресурсы как из внебюджетных, так и из бюджетных источников, а также госпрограмм и национальных проектов. Наконец, указаны методы и механизмы достижения эффективности при использовании таких ресурсов.
В специальном пресс-релизе от правительственной пресс-службы подчеркивается, что нововведением в Стратегии пространственного развития стал единый перечень опорных населенных пунктов, чье развитие поможет в реализации национальных целей развития. Перечень включает в себя административные центры, города и агломерации, в которых осуществляются новые инвестпроекты, важные для экономики. Также в перечень входят городе, вовлеченные в обслуживании критически важной инфраструктуры обеспечение национальной безопасности. Наконец, сюда вошли населенные пункты, выполняющие функции опорных. Это означает, что на их территории действуют образовательные, культурные и медицинские учреждения, необходимые для обеспечения потребностей жителей прилегающих городов.
Приоритетными задачами для таких населенных пунктов названы создание социальной и коммунальной инфраструктуры и строительство жилья, чтобы привлечь новые квалифицированные кадры, а также развитие транспортной сети и экономических связей с соседними регионами. Это позволит выполнить цели и для более крупных территорий, в том числе Арктической зоны РФ.
Так, одной из важных задач для Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны указано увеличения международных торговых связей за счет повышения эффективности Транссибирской и Байкало-Амурской железных дорог. Также положительное влияние прогнозируется для морских портов на тихоокеанском побережье и Северного морского пути.
Отдельно в стратегии прописано развитие новых регионов и их интеграция в общероссийскую экономическую структуру. По этому направлению к 2028 году должно быть создано единое экономическое пространство Приазовья.
В ближайшие несколько месяцев дополнительно к стратегии будет создан план мероприятия для ее осуществления. Над ним уже работают специалисты федерального министерства экономического развития. На сегодня Стратегия пространственного развития уже учитывает предложения от субъектов Российской Федерации, Государственной Думы, Совета Федерации и независимых экспертов.