Рынок автозапчастей в РФ: последние изменения и текущая ситуация. Часть 1
На выставке MIMS Automobility Moscow в 2024 году было зафиксировано рекордное число участников: свыше 1,9 тысячи компаний, которые занимаются производством автозапчастей, оборудования и расходных материалов для автомобилей. Увеличение числа компаний на выставке произошло благодаря тому, что приехали новые зарубежные участники, производители и поставщики автокомпонентов.
Речь о том, каких изменений и улучшений можно ожидать на российском рынке в такой ситуации, пойдет в этой статье.
Сегмент запчастей для коммерческих автомобилей относится к одним из самых проблемных на отечественном рынке автокомпонентов. Это обусловлено его высокой инвестиционной емкостью и стоимостью, а также низкой привлекательностью для отечественных дистрибьюторов в рамках собственных торговых марок (СТМ). Параллельный импорт, который на первых порах имел успех, сейчас становится менее эффективным бизнес-каналом на фоне расширения санкций.
Ужесточение санкционной политики
Статистика показывает рост цен на поставки по автомобильным маршрутам через страны Балтии и Польшу фактически каждый месяц. Причем самые быстрые маршруты занимают от трех до четырех недель. В результате на сегодня такие перевозки стали примерно на 5000 евро дороже, чем варианты с более долгими перевозками через территорию Турции. Напомним, что транзит через Турцию занимает в 2 раза больше времени.
Первый маршрут осложняется еще и все более строгими таможенными требованиями к перевозчикам. Например, начиная с лета этого года власти Польши начали требовать подтверждение личности сотрудника, который дал разрешение на вывоз. Те грузоперевозчики, которые не смогли предоставить такое подтверждение, были вынуждены изменить маршрут и направить машины через балтийские страны, откуда получилось заехать на территорию РФ. Но эксперты подчеркивают, что так вряд ли будет продолжаться долгое время. Ведь более строгие требования в одной из стран Евросоюза, как правило, вскоре начинают вводиться и в других государствах ЕС. А значит вскоре придется опять искать более оптимальные маршруты перевозок. Иначе или товары будут стоить слишком дорого для конечных потребителей, или сроки поставки будут слишком длинными.
При этом никакие варианты параллельного импорта так и не дали необходимого насыщения российского рынка автозапчастями. Это означает потребность в поиске новых брендов и поставщиков, которые не окажутся под влиянием санкций. Такие задачи и были одними из главных тем выставки MIMS Automobility Moscow.
Какие же варианты решения проблем могут быть найдены на сегодня. Начнем с Ирана.
Иран
Число участников MIMS от Ирана отличается в разные годы. Но сколько бы представителей этой страны не приезжало в Москву, дальше красивых слов дело пока не идет. По-прежнему у иранских компаний сектора автозапчастей отсутствует согласованная стратегия сотрудничества с Россией на долгий срок.
Между тем, иранский сектор автомобилестроения и выпуска автозапчастей и компонентов, в том числе и для коммерческого транспорта, успешно существует уже много десятилетий и находится на довольно высокой стадии развития. В международном рейтинге стран по уровню автомобильной промышленности Иран находится на 14 строчке. Ежедневно здесь собирают примерно 5 тысяч различных видов автомобилей.
В частности, в Иране работают более 1,2 тысячи компаний по производству автокомпонентов. Крупнейшей из них можно назвать компанию Saipa, которая выпускает большого перечень запчастей для грузовых и легковых машин, а также силовые агрегаты, электронные компоненты и многое другое.
Аналитики сравнивают масштаб бизнеса концерна Saipa с такими всемирно известными автогигантами, как Continental и Bosch. Но на московской выставке представители этой иранской компании вели себя более чем осторожно. Дело в том, что у Saipa давно налаженные связи и контрактные отношения с зарубежными компаниями, включая Renault и Volvo Truc. Так что возможности открытия представительств по продаже запчастей в России не вызвали заметного интереса у иранской компании. При этом Saipa не отказывается отгружать свои товары для российских дилеров, но остается открытым вопрос дальнейшей техподдержки и гарантийного обслуживания.
Продолжение следует