Штрафы за нарушение ПДД в России могут повысить в полтора раза
Правительство РФ разработало проект закона об увеличении размера штрафов для нарушителей ПДД. Авторы законопроекта уверяют, что такие меры помогут увеличить поступления в региональные бюджеты. Однако у экспертов возникают сомнения в том, что такое ужесточение поможет сократить число аварий на дорогах страны.
В частности, если законопроект будет принят, штрафы за превышение скорости повысятся с текущих уровней от 500 до 5 000 руб. до 750-7500 рублей. При выявлении нарушений требований дорожной разметки и знаков штраф составит уже от 750 до 7500 рублей вместо действующих на сегодня штрафов в размере от 500 до 5000 рублей. А за непристегнутый ремень придется заплатить уже на 1000, а 1500 рублей.
Еще один раздел касается штрафов за езду в пьяном виде. За первое нарушение штраф предлагают повысить с 30 тысяч до 45 тысяч рублей. Такие санкции будут применяться и в случае отказа водителя от медицинского освидетельствования.
Примечательно, что максимальные штрафы предполагается установить за нарушения ПДД в Москве и Санкт-Петербурге.
Отдельно можно отметить планы повысить штрафы для участников сектора грузоперевозок, в том числе крупногабаритных грузовиков.
Скидки за быструю оплату штрафа также хотят уменьшить
Помимо повышения размера штрафов за самые разные нарушения ПДД, ожидается уменьшение скидки в случае быстрой оплаты штрафов. Вместо скидки в 50% при оплате в первые 20 дней после получения штрафа, водители получат скидку в размере 25%. В то же время срок для такой льготной оплаты увеличат с 20 до 30 дней.
А что происходит с аварийностью?
По данным статистики от научного подразделения МВД РФ, с января по конец сентября текущего года отмечено сокращение количества аварий на дорогах, однако число погибших в ДТП увеличилось на 0,6% относительно первых трех кварталов 2023 г. и составило 10400 человек. А в крупных городах данные по аварийности показали рост.
Как показывает аналитика, около 90% всех аварий на дорогах вызвано нарушением ПДД водителями. В частности, свыше 30% аварий, в которых были погибшие, в 2024 г. произошли в результате нарушения скоростного режима. Еще около 30% таких аварий были вызваны выездом автомобилей на встречку.
Подействуют ли новые штрафы на нарушителей?
Эксперты озвучивают мнение, что такое заметное повышение штрафов за нарушение ПДД не позволит добиться снижения аварий. Считается, что автолюбители с высоким и даже средним доходом рассматривают штрафы не как запрет на нарушения, а как своего рода налог, например, на езду с более высокой скоростью.
Более того, с учетом психологии российского водителя, повышение в полтора раза штрафов не изменит поведения даже тех водителей, которые в принципе редко нарушают правила дорожного движения. Для снижения аварийности потребовалось бы увеличение штрафов в разы, аналогично ситуации с судебными пошлинами.
В итоге, повышение штрафов, как это предлагается на сегодня, лишь поможет немного пополнить бюджеты российских регионов.
Назрела потребность в аудите российских дорог
Специалисты из российского Национального автомобильного союза поясняют, что штрафы за нарушения, которые точно помогли бы уменьшить уровень смертности в ДТП и аварийность в целом, пока что предлагается увеличить незначительно или вообще оставить без изменений. Речь идет о требовании использовать детское кресло и пристегивать ремни безопасности. Они считают, что для эффективности штраф за непристегнутый ремень безопасности надо повысить в 10 раз. А вот увеличение штрафов за нарушение разметки или превышение скорости не даст заметных результатов для дорожной статистики.
Еще один возможный минус заключается в том, что после уменьшения скидки при оплате штрафа немало собственников автомобилей просто перестанут их оплачивать. Между тем, найти и наказать многих автовладельцев по суду не представляется реальным, так как немало из них не пользуются банковскими картами и официально числятся безработными.
Более того, прежде чем принимать решение о повышении штрафов за нарушение требований разметки и превышение скорости, сначала следовало бы провести полноценный аудит дорог в РФ. Дело в том, что до сих пор остается немало участков трасс, где поехать без нарушений практически нереально.