


Стоимость грузоперевозок в РФ может подскочить более, чем в 1,5 раза

Вот уже несколько месяцев продолжаются дебаты в Государственной Думе по поводу введения единого реестра грузоперевозчиков под названием ГосЛог и процедуры допуска к деятельности по перевозке грузов по автомобильным дорогам. Предложенный на сегодня вариант не устраивает многих представителей компаний и ассоциаций этого сектора. Есть опасения, что принятие законопроекта без серьезных доработок вызовет не вытеснение серого бизнеса, как предполагалось, а наоборот, рост коррупции. Пока что законопроект прошел первое чтение, а второе и третье рассмотрение отложено.
Какой смысл в требовании получать допуск на рынок грузоперевозок
Для начала следует вспомнить, что проект закона о процедуре допуска на рынок грузоперевозок автомобильными транспортными средствами поступил в нижнюю палату парламента еще в апреле этого года. Документ был представлен транспортным комитетом Думы. Согласно законопроекту, индивидуальные предприниматели и юрлица в сегменте автомобильных грузоперевозок будут обязаны предоставлять уведомление о своей деятельности в соответствующий орган с регистрацией в ГосЛоге.
Авторы законопроекта пояснили, что в стране уже зарегистрировано около 7 млн. грузовых автомобилей, и они могут находиться в собственности примерно 300 лиц. Однако уведомление о запуске грузоперевозочного бизнеса в Ространснадзор поступили только от чуть более 46 000 собственников. Таким образом, вне государственного контроля оказалось около 80% сектора грузоперевозок, как и транспортных средств.
Кроме того, авторы законопроекта полагают, что более половины, а возможно и все 60% перевозок в отрасли проходит по серым схемам, то есть идет уклонение от уплаты причитающихся налоговых сборов.
В случае принятия законопроекта, отрасль, по мнению экспертов из Думы, должна легализоваться, а бюджет страны будет получать дополнительные 450 миллиардов рублей в год.
Однако, представители отрасли сразу выступили с критикой нововведений и высказали веские опасения, что дополнительные затраты перевозчиков отразятся на стоимости услуг по грузоперевозкам. В свою очередь, это означает новый виток повышения цен на все виды товаров, которые транспортируются по автомобильным дорогам.
Какие критерии для работы в отрасли предусматривает текущая версия законопроекта
Среди требований для допуска к работе на рынке грузоперевозок стоит отсутствие каких-либо неоплаченных налогов и сборов, отсутствие неснятых судимостей в рамках Уголовного кодекса по экономическим делам, а также по делам в сфере трудового и экологического законодательства, эксплуатации ТС и безопасности движения. Отдельно оговаривается, что каждый грузоперевозчик должен иметь штатного эксперта по безопасности дорожного движения.
Далее предлагается, что в реестр смогут войти только те перевозчики, которые выполняют требования по техническому состоянию грузовиков, а их водители регулярно проходят медицинские освидетельствования.
В случае принятия законопроекта, и индивидуальным предпринимателям, и юрлицам будет необходимо пройти регистрацию для всех грузовиков с массой свыше 3,5 тонн. Самозанятые смогут работать в секторе лишь на машинах с массой 2,5-3,5 т, но не более.
В проекте прописаны штрафы за нарушения в размере 50-100 тысяч рублей для должностных лиц, 200-400 тысяч для юридических лиц и лишение прав заниматься бизнесом по грузоперевозкам до одного года.
Ожидалось, что в случае прохождения всех этапов одобрения, законопроект может вступить в силу уже 1 марта следующего года.
Что будет представлять собой реестр ГосЛог
Ответственным органом за создание ГосЛога должен стать федеральный орган исполнительной власти, который отвечает за разработку госполитики и регулирования в транспортном секторе, например, Министерство транспорта России.
В основу реестра ляжет уже созданная общероссийская цифровая транспортно-логистическая платформа. Ее создание обошлось в 57 миллионов рублей. Как утверждается в пояснительной записке к законопроекту, дополнительных вложений для разработки реестра не потребуется. В свою очередь, оператором единого реестра может стать также Министерство транспорта или одна из его подведомственных структур.
Стоимость грузоперевозок по автомобильным дорогам может повыситься на 70%
Представители транспортного комитета Госдумы заявляли в интервью с прессой, что планируемые нововведения в законе не скажутся на стоимости продукции на прилавках за счет вытеснения серого сегмента с рынка перевозок и поступления дополнительных доходов в бюджет.
Однако игроки рынка не согласны с таким мнением. Высказываются опасения, что часть компаний не сможет зарегистрироваться в ГосЛоге и прекратит деятельность. Появится дефицит транспортных средств, и начнется рост цен. На этом фоне может развиваться коррупция.
Кроме того, независимые аналитики указывают, что уровень цен в секторе в настоящее время сохраняется на уровне десятилетней давности, а значит повышение цен неизбежно.
По общим прогнозам, автомобильные грузоперевозки в стране могут подрожать на 70 и даже на 80 процентов.