В Москве появится «второй КАМАЗ» стоимостью 50 миллиардов рублей
Власти Москвы, представители федерального правительства и руководства КАМАЗа подписали соглашение о строительстве крупного роботизированный автомобильного завода в столице России. Такое решение связано, в первую очередь, с возникшей нехваткой грузовиков из Татарстана на внутреннем рынке.
По статистике на конец прошлого года, гигант российского автопрома продал в два раза меньше грузовой техники, чем автопроизводители из Китая. Кроме того, аналитики прогнозируют, что появление автозавода благоприятно скажется на популярности отечественных грузовиков и спрос на них подрастет.
По планам, новый завод в Москве будет производить 40 тысяч грузовиков в год, что сопоставимо с текущими объемами производства автомобилей на КАМАЗе в Татарстане.
Соглашение о строительстве нового завода, который станет первым роботизированным предприятием в автомобильном секторе в стране, было достигнуто в рамках экономического форума в Санкт-Петербурге. Как стало известно от пресс-службы московской мэрии, он будет выпускать как тяжелые, как и среднетоннажные грузовики.
«Второй КАМАЗ» станет передовым российским предприятием, где будут задействованы наработки отечественных исследователей в области ИТ. Это позволит обеспечить автоматизацию управления производством, а также контроль за работой оборудования и мастеров.
Мэрия заявила, что грузовая техника, которая будет выпускаться на новом заводе, будет использоваться во многих сферах экономики, прежде всего в строительном и логистическом секторах, а также в агропромышленном комплексе. Создатели проекта обещают совместные шаги для гарантий использования на заводе самых последних технологий, а также помощь с продвижением грузовиков на рынке.
Новый завод даст возможность создать почти полторы тысячи новых рабочих мест.
Следующая важная новость касается рекордных запланированных темпов строительства автозавода. Его сооружение должно начаться уже в текущем году и закончено в 2026 г.
На первом этапе проекта власти Москвы выделят участок для инвесторов, общей площадью 60 га. При этом размер непосредственно производственного участка будет превышать 200 000 кв. м. Сообщается, что совокупных размер инвестиций составит свыше 50 млрд. руб.
Более детальная информация о проекте от представителей КАМАЗа пока не поступала.
Возникает обоснованный вопрос: зачем понадобилось строить новый завод в Москве, вместо того чтобы создать его в Набережных Челнах или расширить имеющееся производство. Однако представители КАМАЗа не раз поясняли, что не планируют наращивать производство в Татарстане, например, по причине появившейся там нехватки рабочей силы. Дефицитом кадров объясняется и стремление максимально роботизировать все производственные процессы. Шаги в этом направлении предпринимаются еще с осени 2021 г.
Источники, осведомленные о ситуации на заводе в Татарстане, считают, что строительство и начало работы нового завода в столице страны не окажет воздействия на завод КАМАЗа в Набережных Челнах. Здесь планируют увеличить выручку до уровня более 800 млрд. руб. в течение шести лет и поднять объем производства до 60 000 грузовиков ежегодно.
Следует напомнить, что рынок грузовиков в РФ оценивается в 144 тысячи машин в год, из которых на КАМАЗ приходится 50 тыс. единиц. Еще около 30 000 грузовиков производят УРАЛ и МАЗ, а остальная доля занята автопроизводителями из КНР. В прошлом году на китайские марки грузовиков пришлось свыше 76 000 единиц. Важно помнить, что большая часть продукции камского автогиганта предназначена под государственный оборонзаказ. Так что отставание марки КАМАЗ от китайцев в 2 раза неудивительно.
Аналитики считают, что появление нового завода выгодно и российской столице. Дело в том, что Москва давно и тесно сотрудничает с КАМАЗом. На сегодня на улицах города работают почти полторы тысячи электробусов, произведенные в Набережных Челнах. Их поставки идут с 2017 г. Озвучивались даже планы полного отказа от традиционных автобусов и перехода на электробусы. Правда пока от реализации этих планов еще далеко.
Наконец, решение о строительстве автомобильного завода в Москве благоприятно с логистической точки зрения. Это поможет оптимизировать транспортировку определенных деталей и узлов через столичные хабы.