


Весенние дорожные ограничения вызвали критику автоперевозчиков

Грузоперевозочные компании выступили с критикой традиционных запретов на движение по автомобильным дорогам в период весенней просушки и высказали опасения, что запрет на проезд большегрузов по региональным трассам приведет к фактической остановке работы сектора почти на месяц.
Такие перебои с доставкой в весенний период могут быть вызваны заметным увеличением пунктов весогабаритного контроля (АПВГК). Напомним, что в этом году такие пункты были расширены практически на все дороги с региональным статусом. Традиционный запрет на проезд обычно касается грузового транспорта с осевой нагрузкой более 3 или 6 тонн, в зависимости от конкретного участка дорог.
Ранее, до расширения сети пунктов весогабаритного контроля, запрет на проезд во многих случаях просто нарушали, без каких-либо последствий. Однако теперь даже за пустой большегруз можно получить штраф в размере до 600 тысяч руб. Такие изменения не могут не сказаться на стоимости грузоперевозок и, конечно, на итоговых ценах на товары.
Представители ассоциации «Грузавтотранс» направили официальное обращение к федеральным властям, в котором просят отменить ограничения на время весенней просушки трасс или отменить штрафы на этот период для грузовиков, которые едут порожняком.
В своем обращении к властям Грузавтотранс приводит положительный пример Подмосковья. Здесь весенние ограничения отменили на более чем 250 региональных дорогах еще в 2018 г. Отмена была обусловлена возможным негативным влиянием на экономику области. В итоге ремонт дорог обходится дешевле.
Если просьбы участников рынка не будут удовлетворены, многие грузоперевозчики могут просто разориться. Кроме того, неизбежен рост цен на потребтовары и продукты. Как показывает статистика за прошлый год, себестоимость грузоперевозок повысилась на 12% вслед за ростом лизинговых платежей примерно на 28%.
Сейчас, согласно официальным данным от Ространснадзора, на российских трассах федерального и регионального значения работают около полутысячи АПВГК. Уже в этом месяце все они должны будут быть объединены в одну информационную систему для повышения эффективности контроля.
Главной задачей пунктов весогабаритного контроля является контроль за массой грузовиков, которая не должна превышать установленные нормы. Однако весной требования к весовым показателям фур заметно ужесточаются. Доходит до того, что даже пустая фура магистрального класса может получить штраф после проезда через АПВГК. Размер штрафа на сегодня составляет от 375 тысяч до 600 тысяч руб. Между тем, масса даже пустого магистрального тягача может равняться 9 тоннам, а масса пустого самосвала может достигать целых 12 тонн. В результате нагрузка на переднюю ось у пустой фуры с прицепом уже составляет 6 тонн.
Любые ограничительные меры, конечно, имеют свои исключения. Обычно, они не касаются грузовиков, которые транспортируют предметы первой необходимости, например, лекарства, еду, ГСМ и так далее. Но и тут иногда не удается избежать штрафа, который можно получить на обратном рейсе, когда фура едет порожняком. Ведь на пустые грузовики исключения не распространяются. Подсчитано, что все эти ограничения приводят к удорожанию одного рейса с жизненно важными товарами в весенний период примерно на 400-500 тысяч рублей.
Ответными шагами перевозчиков на такие ограничительные меры в некоторых случаях становятся измененные маршруты, когда водители объезжают региональные дороги в период просушки и выбирают трассы федерального значения. Это дает увеличение длины рейса иногда на пару десятков, а иногда на целых 200 километров. Растут и сроки доставки, примерно на несколько часов. Конечным результатом такого объезда становится повышение издержек транспортных компаний на топливо и оплату труда водителей.
Аналитики подчеркивают, что перегрузка товаров на газели и другие малотоннажные машины не может решить проблему с грузоперевозками весной.
Во-первых, в этом случае возникают дополнительные расходы на аренду малых грузовиков. Во-вторых, транспортировка на нескольких небольших машинах вместо одной повышает стоимость перевозок и ухудшает конкурентоспособность транспортных компаний. Наконец, в регионах не хватает дополнительных логистических хабов для такой перегрузки и транспортировки газелями.
По сути, альтернатив фурам в этом бизнесе нет. Выходом из ситуации стало бы строительство дорог с более высокой устойчивостью к нагрузкам, даже в весенние месяцы.