У ГИБДД отберут штрафы с камер
В декабре 2017 года Госдума приняла в первом чтении поправки, согласно которым местным властям передадут полномочия по рассмотрению 38 видов нарушений, зафиксированных камерами: превышение скорости, выезд на встречку, выделенку и т. д. Два года назад МВД выступало против данного законопроекта. Однако недавно, после смены руководства Госавтоинспекции, поправкам все-таки дали «зеленый свет».
Аргументы «за»:
В настоящее время оформлением большинства штрафов, выписанных в автоматическом режиме, занимается ГИБДД. Это означает, что под каждым постановлением есть подпись инспектора. В теории он должен отбраковывать ошибочные постановления, однако на практике подобные квитанции оформляются как под копирку. Причина банальная — нехватка кадров. Например, в одной Москве миллионы штрафов с камер проходят через отдел, состоящий из… 30 человек! Разумеется, они просто не могут справиться с таким объемом информации.
Если передать штрафы с камер сторонней организации, кадровый голод будет проще решить. А сама Госавтоинспекция сможет сконцентрироваться на своих прямых обязанностях — обеспечении дорожной безопасности. В конце концов, в той же Москве штрафы за неправильную и неоплаченную парковку уже оформляет гражданская структура — МАДИ. И никто от этого не умер.
По сути, Госавтоинспекцию просто избавляют от несвойственных ей обязанностей. Во многих странах мира оформлением мелких нарушений занимаются локальные структуры. Например, в Германии это — Ordnungsamt, во Франции — Police municipale, в Чехии — Městská policie, в Польше — Straż miejska. То есть в этом смысле мы идем по уже проторенной дороге.
Аргументы «против»:
Штрафная диктатура
В настоящее время обязанности между разными структурами поделены. Например, комплексы фото- и видеофиксации устанавливают местные власти с учетом мнения ГИБДД. Штрафные квитанции с камер за большинство нарушений оформляет Госавтоинспекция, а деньги от них направляются в местный бюджет. В свою очередь организацией движения может заниматься как ГИБДД, так и местная структура (например, в Москве это — ЦОДД). Как ни крути, но определенная система сдерживания и противовесов есть.
А теперь давайте представим, что ГИБДД отстранили от дорожных камер. Получится, что организовывать движение, наказывать водителей и распоряжаться бюджетом будут только местные власти. То есть возникнет самая настоящая диктатура! Например, достаточно установить абсурдный знак ограничения скорости и повесить камеру, как деньги потекут рекой! Разумеется, такой подход не имеет ничего общего с дорожной безопасностью.
«Регионы как никто заинтересован в росте количества штрафов, поскольку все они идут в региональный бюджет. Получается очень большой соблазн сделать так, как это сделали в Москве — так называемые “места-ловушки”. А если вспомнить, что в столице штрафы [за это нарушение] в 2 раза выше, чем в остальной России, понятно, зачем это было сделано», — уверен Сергей Радько.
План по штрафам
Местные власти уже открыто составляют планы по количеству собранных штрафов!
Вячеслав Лысаков, первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству
«На текущий момент в Москве план по сбору штрафов в течение года — 28 миллиардов рублей. Это — совершенно открытая информация и это то, за что нещадно критиковали ГИБДД. Теперь МВД отодвинули, но оказалось, что разницы нет никакой», — поясняет Петр Шкуматов, добавляя, что какого-то верхнего предела количества камер нет, и их число можно увеличивать до бесконечности.
Передача личных данных
Мало кто задумывается, что муниципальным структурам фактически могут передать доступ ко всем личным данным. Сейчас ими распоряжается ГИБДД, сотрудники которой давали присягу и носят погоны. Что будет, если этой информацией будут заведовать гражданские лица? Фактически она может оказаться в открытом доступе и попасть «не в те руки».
«МВД — это надзорно-контрольная вертикаль. Это — специально обученные люди. Сейчас же, когда эти полномочия передадут, этой работой будут заниматься люди, набранные с улицы в прямом смысле слова. Здесь опасность даже террористическая. С помощью камер можно в режиме онлайн проследить маршрут любого автомобиля. И такого, который перевозит деньги или радиоактивные вещества, [выследить] машины оперативников, работающих под прикрытием, автомобили, которые участвуют в программе защиты свидетелей, любую машину», — считает Вячеслав Лысаков.
Заканчивать, увы, приходится на невеселой ноте. Все опрошенные нами эксперты сходятся во мнении, что минусы данной реформы перевешивают. И, похоже, в ближайшие годы «письма счастья» имеют все шансы из сдерживающей меры окончательно превратиться в еще один налог на право ездить на автомобиле.